Представители Минстроя обещают в ближайшем будущем выпуск постатейных индексов для каждого региона. Нам остается только ждать. Мы много говорим об этом и пишем. Возможно, нас услышат
Вопросы и ответы
ФАУ «Главгосэкспертиза России» даны разъяснения по нормативному обоснованию необходимости предоставления конъюнктурного анализа стоимости материалов и оборудования, включенных в сметную документацию по прайс-листам, с выбором наиболее экономичного варианта, со сравнительной таблицей стоимостных показателей, подтвержденного заказчиком, при проведении проверки достоверности сметной стоимости в случае отсутствия сметных цен строительных ресурсов в федеральном сборнике средних сметных цен (Письмо ФАУ «Главгосэкспертиза России» от 25.02.2020 № 21-3/2209-СЛ). В прайс-листах при конъюнктурном анализе должно содержаться ценообразование: транспортные расходы, складские расходы, расходы на тару и упаковку, НДС и другое. Все прайс-листы и коммерческие предложения (в рублевом исчислении!) актуализируются кварталом подачи документов в государственную экспертизу. Обосновывающие документы должны содержать контактную информацию поставщика и согласованы с заказчиком (с указанием должности, фамилии и инициалов) на основе конъюнктурного анализа с выбором наиболее экономичного варианта.
Затраты на перевозку грузов железнодорожным, речным, морским или другими видами транспорта учитываются на основании отдельного расчета согласно тарифам перевозчика. Данная схема доставки должна быть обоснована проектом организации строительства (ПОС) и согласована с Заказчиком. При этом стоит обратить внимание на то, что может потребоваться дополнительно учесть затраты на погрузочно-разгрузочные работы или дополнительный транспорт.
Согласно МДС 81-33.2004 в перечень статей затрат накладных расходов в строительстве входят:
4. Содержание пожарной и сторожевой охраны:
- расходы на оплату труда (с отчислениями на ЕСН от расходов на оплату труда) работников ведомственной охраны, включая военизированную, сторожевую и профессиональную пожарную охрану, независимо от того осуществляется сторожевая охрана штатными работниками организации или путем привлечения специализированной охранной фирмы, наряду с наличием в организации штатных работников по охране;
- канцелярские, почтово-телеграфные и другие расходы на содержание ведомственной охраны;
- расходы на оплату вневедомственной охраны, предоставляемой органами внутренних дел, пожарной охраны, осуществляемой органами внутренних дел, а также охраны, предоставляемой в порядке оказания услуг другими организациями;
- расходы на содержание и износ противопожарного инвентаря, оборудования и спецодежды;
- расходы на оплату услуг по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности, а также расходы на содержание собственной службы безопасности по выполнению функций экономической защиты банковских и хозяйственных операций и сохранности материальных ценностей (за исключением расходов на экипировку, приобретение оружия и иных специальных средств защиты).
В случае, если Вам необходима усиленная охрана, тогда эти затраты можно учесть дополнительно, в ином случае – это учитывается в накладных расходах.
Согласно порядку определения НМЦК по приказу 841/пр:
- п. 37. В составе цены конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ учитываются прямые затраты (затраты на оплату труда рабочих-строителей, затраты на приобретение материалов, изделий и конструкций, затраты на эксплуатацию машин и механизмов), накладные расходы, сметная прибыль, стоимость оборудования поставки подрядчика (если оборудование не будет выделено отдельной строкой в проекте сметы контракта), затраты на строительство временных зданий и сооружений, непредвиденные затраты подрядчика (если такие непредвиденные затраты подрядчика учтены при определении начальной (максимальной) цены контракта), стоимость пусконаладочных работ (если пусконаладочные работы не выделены в отдельную строку с единицей измерения «комплекс»), затраты, связанные с удорожанием работ в зимнее время, затраты на осуществление работ вахтовым методом, а также иные прочие работы и затраты, учтенные при формировании НМЦК на выполнение подрядных работ.
- п. 38. Прочие работы и затраты, не учтенные в составе цены конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ, указываются отдельной строкой с единицей измерения «комплекс». В целях дополнительной детализации конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ с единицей измерения «комплекс», из этого комплекса работ могут быть выделены отдельные виды работ и затрат, в случае если такое решение принято заказчиком.
- п. 39. Затраты на строительство титульных временных зданий и сооружений включаются в состав цены конструктивных решений (элементов) и (или) комплексов (видов) работ (за исключением прочих работ и оборудования) в случае, предусмотренном пунктом 40 Порядка или отображаются в смете контракта отдельной строкой с единицей измерения «комплекс» или «объект», в случае, предусмотренном пунктом 41 Порядка.
- п. 40. В случае, если затраты на строительство титульных временных зданий и сооружений были определены в сводном сметном расчете в процентах от стоимости строительно-монтажных работ, то такие затраты включаются в состав цены конструктивных решений (элементов) и (или) комплексов (видов) работ (за исключением прочих работ и оборудования) пропорционально стоимости указанных строительно-монтажных работ.
- п. 41. В случае, если в сводном сметном расчете стоимости строительства затраты на титульные временные здания и сооружения определялись по набору (перечню) согласно проекту организации строительства, являющемуся разделом проектной документации, с составлением локальных смет, а не в процентах от стоимости строительно-монтажных работ, то затраты на временные здания и сооружения приводятся в смете контракта отдельной строкой с указанием единицы измерения «комплекс» или «объект» (с учетом затрат, связанных с удорожанием работ в зимнее время).
Ярославская область и другие регионы, в которых еще действуют базы ТЕР, полностью перейдут на ФЕР либо с момента ввода в действие системы ФГИС ЦС (вернее даже публикации цен в ней), либо тогда когда местными региональными властями будет принято решение об отмене территориальных баз. Но когда это произойдет, трудно сказать. Постепенно базы ТЕР отменяют. Например, совсем недавно были отменены территориальные базы Калининградской, Владимирской областей, Республики Татарстан.
с 1 января 2022 г. планируется переход к полноценному применению ресурсного метода определения сметной стоимости строительства на основании данных о стоимости строительных ресурсов, размещаемых во ФГИС ЦС. Но и сейчас сметы ресурсным методом по мнению представителей ГГЭ и Минстроя составляются на 50%.
Не совсем понятен вопрос. Акт на закрытие выполненных работ делается на основе исполнительной сметы, так как исполнительная смета неотрывно связана с экспертной, то связать выполнение работ также возможно.
с 15.02.2020 заказчик при осуществлении закупок, предметом которых является строительство или реконструкция объектов капитального строительства, не вправе при составлении сметы контракта использовать сметные нормативы и сметные цены строительных ресурсов в силу прямого запрета на это ч. 6.1. ст. 11.2 Закона № 44-ФЗ. При осуществлении закупок иных видов работ заказчик вправе использовать смету контракта, составленную в соответствии с приказом Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр, или составлять смету «классическим» образом путем переноса в контракт сметы, выступающей обоснованием НМЦк и содержащей сметные нормативы, сметные цены строительных ресурсов, с применением к ней общего понижающего коэффициента, полученного по результатам проведения процедуры закупки.