Особенности проведения проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции и капремонта

Особенности проведения проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции и капремонта

Особенности проведения проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции и капремонта

Подробная презентация и материал ФАУ «Главгосэкспертиза России»

Основные нормативно правовые акты РФ в области сметного нормирования и ценообразования

НПА РФ

Кодексы Российской Федерации:

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации (от 29.12.2004 № 190-ФЗ с изменениями):
    • Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе;
    • Статья 6. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности;
    • Статья 8.3. Ценообразование и сметное нормирование в области градостроительной деятельности;
    • Статья 47. Инженерные изыскания для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
    • Статья 48. Архитектурно-строительное проектирование;
    • Статья 48.1. Особо опасные, технически сложные и уникальные объекты;
    • Статья 49. Экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий…;
    • Статья 53. Строительный контроль;
    • Статья 57.2. Федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве.
  • Гражданский кодекс Российской Федерации (часть II-от 26.01.1996 № 14-ФЗ):
    • Глава 37. Подряд. §1. Общие положения о подряде. §3. Строительный подряд;
    • Статья 709. Цена работы;
    • Статья 743. Техническая документация и смета;
    • Статья 744. Внесение изменений в техническую документацию;
    • Статья 746. Оплата работ.
  • Бюджетный кодекс Российской Федерации (от 31.07.1998 № 145-ФЗ):
    • Статья 6. Понятия и термины, применяемые в настоящем Кодексе;
    • Статья 10. Структура бюджетной системы Российской Федерации;
    • Статья 78. Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам;
    • Статья 179.1. Федеральная адресная инвестиционная программа.
  • Налоговый кодекс Российской Федерации (часть I-от 31.07.1998 № 146-ФЗ; часть II-от 05.08.2000 № 117-ФЗ):
    • Статья 149. Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения);
    • Статья 164. Налоговые ставки;
    • Статья 257. Порядок определения стоимости амортизируемого имущества.

Федеральные законы:

  • от 25.02.1999 № 39-ФЗ Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений:
    • Статья 1. Основные понятия. Капитальные вложения – инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.
  • от 05.04.2013 № 44-ФЗ О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд:
    • Статья 22. Начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
    • Статья 110.2. Особенности заключения и исполнения контрактов…
  • от 03.07.2016 № 369-ФЗ О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее – ГрК РФ) и статьи 11 и 14 Федерального закона от 25.02.1999 No 39-ФЗ, в том числе статьей 1:
    • внесены изменения в статью 1 ГрК РФ (пункты 30-33 понятия «сметная стоимость…», «сметные нормы», «сметные цены строительных ресурсов», «сметные нормативы»);
    • дополнен ГрК РФ главой 2.1. Ценообразование и сметное нормирование в области градостроительной деятельности, федеральный реестр сметных нормативов (статьи 8.3, 8.4);
    • статьей 57.2. Федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве.
  • от 26.07.2017 № 191-ФЗ О внесении изменений в ГрК РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, в том числе внесены изменения в статью 1 ГрК РФ:
    • Статья 3 Федерального закона от 26.07.2017 No 191-ФЗ.
  • от 03.08.2018 № 342-ФЗ О внесении изменений в ГрК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации, в том числе:
    • внесены изменения в предмет экспертизы проектной документации (подпункт «з» пункта 21 Статьи 1).
  • от 27.06.2019 № 151-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации, в том числе:
    • Статьей 5 внесены изменения в ГрК РФ (в том числе в статью 1 ГрК РФ);
    • Статьей 9 внесены изменения в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ;
    • Статьей 12 внесены изменения в Статью 3 Федерального закона от 26.07.2017 № 191-ФЗ.
  • от 31.07.2020 № 264-ФЗ О внесении изменений в ГрКРФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации, в том числе:
    • внесены изменения в часть 2 статьи 8.3 ГрКРФ (пункт 3 Статьи 1).

Постановления Правительства Российской Федерации:

  • от 27.12.2004 № 861 Об утверждении Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии…;
  • от 13.02.2006 № 83 Об утверждении Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
  • от 05.03.2007 № 145 О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий;
  • от 16.02.2008 № 87 О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию;
  • от 12.08.2008 № 590 О порядке проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения;
  • от 21.06.2010 № 468 О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства;
  • от 30.04.2013 № 382 (приостановлено до 31.12.2024) О проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации (приостановлено постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 421);
  • от 30.12.2013 № 1314 Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения;
  • от 13.09.2016 № 913 О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах;
  • от 23.09.2016 № 959 О федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве;
  • от 23.12.2016 № 1452 О мониторинге цен строительных ресурсов;
  • от 12.05.2017 № 563 О порядке и об основаниях заключения контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации;
  • от 31.12.2019 № 1948 О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации;
  • от 01.10.2020 № 1590 О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 № 1948;
  • от 09.04.2021 № 567 (действует с 22.04.2021) О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации.

Приказы Минстроя России на 17.08.2021:

  • от 12.05.2017 № 783/пр. Об утверждении требований к формату электронных документов, представляемых для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий и проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;
  • от 01.03.2018 № 125/пр. Об утверждении типовой формы задания на проектирование объекта капитального строительства и требований к его подготовке;
  • от 08.06.2018 № 341/пр. (в редакции от 26.05.2020 № 282/пр.) Об утверждении Требований к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий;
  • от 05.06.2019 № 326/пр. Об утверждении Методики расчета индексов изменения сметной стоимости строительства;
  • от 04.09.2019 № 519/пр. Об утверждении Методических рекомендаций по применению федеральных единичных расценок на строительные, специальные строительные, ремонтно-строительные, монтаж оборудования и пуско-наладочные работы;
  • от 04.09.2019 № 507/пр. Об утверждении Методических рекомендаций по применению сметных норм;
  • от 04.09.2019 № 509/пр. Об утверждении Методических рекомендаций по разработке сметных норм на строительные, специальные строительные и ремонтно-строительные работы;
  • от 04.09.2019 № 517/пр. Об утверждении Методических рекомендаций по определению сметных цен на материалы, изделия, конструкции, оборудование и цен услуг на перевозку грузов для строительства;
  • от 13.01.2020 № 2/пр. Об утверждении Порядка утверждения сметных нормативов и о признании утратившим силу приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 13 апреля 2017 года № 710/пр;
  • от 16.01.2020 №15/пр. Об утверждении Методики по разработке и применению нормативов трудно-устранимых потерь и отходов материалов в строительстве;
  • от 02.06.2020 № 297/пр. (вступил в силу с 27.07.2020) Об утверждении Методики определения затрат на осуществление функций технического заказчика;
  • от 15.06.2020 № 318/пр. (вступил в силу с 26.09.2020) Об утверждении Методики определения затрат, связанных с осуществлением строительно-монтажных работ вахтовым методом;
  • от 26.12.2019 № 871/пр-875/пр. Об утверждении сметных норм на строительные работы, монтаж оборудования, пусконаладочные работы, ремонтно-строительные работы, капитальный ремонт оборудования (ФСНБ-2020);
  • от 26.12.2019 № 876/пр. (вступили с 31.03.2020) О включении в федеральный реестр сметных нормативов информации о федеральных единичных расценках и отдельных составляющих к ним (ФСНБ-2020);
  • от 31.03.2020 № 171/пр., № 172/пр. (вступили с 01.07.2020) Изменения № 1 в федеральные единичные расценки и отдельные составляющие к ним; Изменения № 1 в сметные нормы;
  • от 01.06.2020 № 294/пр., № 295/пр. (вступили с 01.07.2020) Изменения № 2 в федеральные единичные расценки и отдельные составляющие к ним; Изменения № 2 в сметные нормы;
  • от 30.06.2020 № 352/пр., № 353/пр. (вступили с 01.07.2020) Изменения № 3 в федеральные единичные расценки и отдельные составляющие к ним; Изменения № 3 в сметные нормы;
  • от20.10.2020 № 635/пр., № 636/пр. (вступили с 01.01.2021) Изменения № 4 в федеральные единичные расценки и отдельные составляющие к ним; Изменения № 4 в сметные нормы;
  • от 09.02.2021 № 50/пр., № 51/пр. (вступили с 31.03.2021) Изменения № 5 в федеральные единичные расценки и отдельные составляющие к ним; Изменения № 5 в сметные нормы;
  • от 24.05.2021 № 320/пр., № 321/пр. (вступили с 01.07.2021) Изменения № 6 в федеральные единичные расценки и отдельные составляющие к ним; Изменения № 6 в сметные нормы;
  • от 24.06.2021 № 407/пр., № 408/пр. (вступили с 01.07.2021) Изменения № 7 в федеральные единичные расценки и отдельные составляющие к ним; Изменения № 7 в сметные нормы;
  • от 19.06.2020 № 332/пр. (вступил в силу с 11.11.2020) Об утверждении Методики определения затрат на строительство временных зданий и сооружений, включаемых в сводный сметный расчет стоимости строительства объектов капитального строительства (отменен ГСН (ГСНр) 81-05-01-2001);
  • от 15.06.2020 № 317/пр. (вступил в силу с 19.12.2020) Об утверждении Методики определения сметной стоимости строительства или реконструкции объектов капитального строительства, расположенных за пределами территории Российской Федерации;
  • от 24.12.2020 № 854/пр. (вступил в силу с 09.03.2021) Об утверждении Методики определения стоимости работ по подготовке проектной документации, содержащей материалы в форме информационной модели;
  • от 11.12.2020 № 774/пр. (применяются начиная со II квартала 2021 года) Об утверждении Методики по разработке и применению нормативов сметной прибыли при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства;
  • от 21.12.2020 № 812/пр. (применяются начиная со II квартала 2021 года) Об утверждении Методики по разработке и применению нормативов накладных расходов при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства;
  • от 04.08.2020 № 421/пр. (вступил в силу с 05.10.2020) Об утверждении Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации;
  • от 25.05.2021 № 325/пр. (вступил в силу с 08.08.2021) Об утверждении Методики определения дополнительных затрат при производстве работ в зимнее время;
  • от 20.02.2021 № 79/пр. (вступает в силу с 21.08.2021) О внесении изменений в Методику расчета индексов изменения сметной стоимости строительства, утвержденную приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 05.06.2019 № 326/пр.

Обзор изменений законодательства Российской Федерации в области ценообразования и сметного нормирования (2020 год)

Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 № 1948 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»

Изменения Положения № 145:

  • Предмет ПДОСС. Пункт 27(3) Положения № 145: «Проверка сметной стоимости включает в себя изучение и оценку расчетов, содержащихся в сметной документации, в целях установления их соответствия
    • утвержденным сметным нормативам, федеральным единичным расценкам, в том числе их отдельным составляющим, к сметным нормам, информация о которых включена в федеральный реестр сметных нормативов;
    • физическим объемам работ, конструктивным, организационно-технологическим и другим решениям, предусмотренным проектной документацией;
    • а также в целях установления непревышения сметной стоимости строительства, реконструкции над укрупненным нормативом цены строительства»(исключен в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1590).
  • Уровень цен в сметной документации:
    • пункт 20(1) Положения № 145: «В случае, если после определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – сметная стоимость) …, представление сметы для проведения проверки достоверности определения сметной стоимости осуществляется после корректировки сметы с учетом цен, сложившихся на дату ее представления застройщику (техническому заказчику);
    • подпункт к(2) пункта 13, пункты 16(2), 16(4) Положения № 145: «Для проведения государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства представляется документ, подтверждающий передачу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий застройщику (техническому заказчику)»;
    • следует также учитывать положения пунктов 17(4) и 45(12) Положения № 145 при проведении повторной государственной экспертизы.
  • Предельный срок внесения изменений: Срок внесения изменений
    • пункт 31 Положения № 145: «При проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий может осуществляться оперативное внесение изменений в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий в сроки и в порядке, которые установлены договором, но не позднее, чем за 10 рабочих дней до окончания срока проведения государственной экспертизы;»
    • Выдача сводных замечаний 32 (52) рабочих дня ПД + ПДОСС (с учетом продления) и 20 (40) рабочих дней отдельно ПДОСС (с учетом продления).
  • Корректировка сметной документации до заключения госконтракта:
    • пункт 45(13) Положения № 145: «В случае, если после получения положительного заключения государственной экспертизы, но до даты заключения государственного (муниципального) контракта (договора), …, по решению застройщика внесены изменения в сметную документацию без изменений физических объемов работ, …, в связи с применением:
      • новых сметных норм, …, утвержденных в установленном порядке после даты получения положительного заключения государственной экспертизы, а также индексов изменения сметной стоимости …, такая сметная документация подлежит направлению на повторную государственную экспертизу проектной документации в части проверки сметной стоимости;
      • индексов изменения сметной стоимости строительства или сметных цен строительных ресурсов, действующих на дату пересчета сметной стоимости, проверка сметной стоимости не проводится».
    • одновременное выполнение условий:
      • Получено положительное заключение о достоверности сметной стоимости;
      • Не вносились изменения в проектные решения и ВОР;
      • Государственный (муниципальный) контракт (договор) не заключался.
  • Расчет размера платы за проведение государственной экспертизы в объеме ПДОСС (Положение № 145 в редакции ПП РФ от 09.04.21 № 567):
    • ПДОСС строительства, реконструкции, сноса объектов, работ по сохранению объектов культурного наследия – 20 % от стоимости государственной экспертизы ПД и РИИ (пункт 57(1) Положения № 145);
    • ПДОСС капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением многоквартирных домов – 1 % сметной стоимости капитального ремонта, не менее 24 тысяч рублей (пункт 57(2) Положения № 145). Если сметная стоимость капитального ремонта объектов капитального строительства превышает 10 миллионов рублей (без налога на добавленную стоимость), взимается плата в указанном размере с учетом поправочных коэффициентов:
      • Свыше 10 до 30 – 0,35;
      • Свыше 30 до 100 – 0,23;
      • Свыше 100 до 200 – 0,10;
      • Свыше 200 до 500 – 0,09;
      • Более 500 – 0,08.
    • ПДОСС капитального ремонта многоквартирных домов – взимается плата в размере 24 тысяч рублей (пункт 57(3) Положения № 145);
    • За проведение повторной государственной экспертизы взимается плата в размере 30 % размера платы за проведение первичной государственной экспертизы, рассчитанной на дату заключения договора о проведении повторной государственной экспертизы (пункт 58 Положения № 145).
  • Порядок применения территориальных и отраслевых сметных нормативов. Подпункт «н» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145 (введен в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1590):
    • в случае, если сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации определена с применением сметных нормативов, расценок, цен, методических и других документов в сфере ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности, которые включены в федеральный реестр сметных нормативов до 30.09.2017 или утверждены органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном до 03.07.2016 проверка достоверности определения сметной стоимости включает в себя изучение и оценку расчетов, содержащихся в сметной документации, в целях установления их соответствия таким сметным нормативам, расценкам, ценам, методическим и другим документам в сфере ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности.

Действующие требования к сметной документации, представляемой для ПДООС

Объекты проверки

Объекты проверки:

  • объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения, линейные объекты;
  • объекты культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Основные понятия в области градостроительной деятельности (Градостроительный кодекс Российской Федерации (от 29.12.2004 № 190-ФЗ)):

  • Пункт 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункт 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации:
    • объект капитального строительства – здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее … объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие);
    • линейные объекты – линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
  • Пункт 14.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации:
    • реконструкция линейных объектов – изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.
  • Пункт 14.3 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации:
    • капитальный ремонт линейных объектов – изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.
  • Пункт 30 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации:
    • сметная стоимость строительства – расчетная стоимость…, подлежащая определению на этапе архитектурно-строительного проектирования, подготовки сметы на снос объекта капитального строительства и применению в соответствии со статьей 8.3 настоящего Кодекса.

Отдельные положения Градостроительного кодекса и Положения № 145:

  • часть 12.2 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ: «В случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств, указанных в части 1 статьи 8.3 настоящего Кодекса, осуществляется подготовка сметы на капитальный ремонт объектов капитального строительства на основании акта, утвержденного застройщиком или техническим заказчиком и содержащего перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и задания застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства.»;
  • пункт 27(3) Положения No 145: «При проверке сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства…проводится изучение и оценка соответствия расчетов, содержащихся в сметной документации, физическим объемам работ, включенным в ведомость объемов работ и акт, утвержденный застройщиком, техническим заказчиком…, и содержащий перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов по состоянию на дату обследования.»;
  • часть 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса РФ: «Определение сметной стоимости по объектам, финансируемым в порядке, установленном частью 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, осуществляется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов (далее – ФРСН), и сметных цен строительных ресурсов.»

Проблематика вопроса и пути решения:

  • Протокол рабочей группы Правительственной комиссии по региональному развитию в РФ по вопросам технического регулирования в строительстве от 28.01.2021 № 103-ПРМ-ИФ: «при проведении государственной экспертизы проектной документации капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования осуществлять полную техническую проверку, включая оценку (экспертизу) технической части на предмет соответствия установленным требованиям безопасности;»
  • Протокол рабочей группы Правительственной комиссии по региональному развитию в РФ по вопросам технического регулирования в строительстве от 18.02.2021 No 215-ПРМ-ИФ: «при проведении государственной экспертизы проектной документации капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений осуществлять полную техническую проверку, включая оценку (экспертизу) технической части на предмет соответствия требованиям безопасности»

Документы, предоставляемые на государственную экспертизу в части ПДОСС строительства и реконструкции объектов капитального строительства.

Для проведения государственной экспертизы проектной документации в части ПДОСС строительства, реконструкции представляются (пункты 13, 16(2) раздела II Положения № 145):

  • «а» – заявление о проведении государственной экспертизы;
  • «г» – проектная документация на объект капитального строительства;
  • «г(1)» – ведомости объемов работ, учтенных в сметных расчетах;
  • «д» – задание на проектирование;
  • «ж(1)» – положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы;
  • «и» – документы, подтверждающие полномочия заявителя действовать от имени застройщика, технического заказчика;
  • «к», «к(1)» – выписка из реестра членов саморегулируемой организации (либо) документы, подтверждающие, что для исполнителя работ не требуется членство в саморегулируемой организации;
  • «к(2)» – документ, подтверждающий передачу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий застройщику (техническому заказчику);
  • «л» – сведения о решении Правительства Российской Федерации о разработке и применении индивидуальных сметных нормативов;
  • «л(1)-л(5)» – Документ подтверждающий источник финансирования и объем предельной стоимости объекта;
  • «н» – Решение об осуществлении строительства по этапам (при необходимости).

Документы для проведения проверки сметной стоимости представляются в форме электронных документов, а при наличии в документах сведений, составляющих государственную тайну, – на бумажном носителе. При этом формат электронных документов должен соответствовать требованиям, утверждённым приказом Минстроя России от 12.05.2017 № 783/пр.

Документы, предоставляемые на государственную экспертизу в части ПДОСС капитального ремонта объектов капитального строительства

Пункт 14.2 Статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации: капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) – замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

Для проведения государственной экспертизы проектной документации в части ПДОСС капитального ремонта представляются (пункты 13, 16(4) раздела II Положения No 145):

  • «а» – заявление о проведении государственной экспертизы;
  • «г» – проектная документация на объект капитального строительства (смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства);
  • «г(1)» – ведомости объемов работ, учтенных в сметных расчетах;
  • «ж(1)» – положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы;
  • «и» – документы, подтверждающие полномочия заявителя действовать от имени застройщика, технического заказчика;
  • «к», «к(1)» – выписка из реестра членов саморегулируемой организации (либо)документы, подтверждающие, что для исполнителя работ не требуется членство в саморегулируемой организации;
  • «к(2)» – документ, подтверждающий передачу проектной документации застройщику (техническому заказчику);
  • 16(4) – акт, утвержденный застройщиком или техническим заказчиком и содержащий перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов по состоянию на дату обследования.

Документы, предоставляемые на государственную экспертизу в части ПДОСС сноса объектов капитального строительства

Пункт 14.4 Статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации: снос объекта капитального строительства – ликвидация объекта капитального строительства путем его разрушения (за исключением разрушения вследствие природных явлений либо противоправных действий третьих лиц), разборки и (или) демонтажа объекта капитального строительства, в том числе его частей.

Для проведения государственной экспертизы проектной документации в части ПДОСС сноса объектов представляются (пункты 13, 16(3) раздела II Положения No 145):

  • «а» – заявление о проведении государственной экспертизы;
  • «г(1)» – ведомости объемов работ, учтенных в сметных расчетах;
  • «ж(1)» – положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы;
  • «и» – документы, подтверждающие полномочия заявителя действовать от имени застройщика, технического заказчика;
  • «к» – выписка из реестра членов саморегулируемой организации;
  • «а» 16(3) – проект организации работ по сносу объекта капитального строительства;
  • «б» 16(3) – смета на снос объекта капитального строительства;
  • «в» 16(3) – результаты и материалы обследования объекта капитального строительства.

Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004)

Хронология изменений МДС

Плюсы и минусы МДС:

  • плюсы:
    • Накопленный практический опыт применения положений МДС 81-35.2004 для определения сметной стоимости строительства всеми участниками инвестиционно-строительного процесса, в том числе при прохождении государственной экспертизы;
    • Требования МДС 81-35.2004 (Образцы оформления, округления, форматы и виды документов) реализованы во всех существующих программных комплексах в РФ для составления сметной документации.
  • Минусы:
    • Отдельные положения МДС 81-35.2004 не соответствуют требованиям НПА РФ (Градостроительный Кодекс РФ, постановление Правительства РФ № 87, приказы Минстроя России №№ 507/пр, 519/пр, 783/пр) и требуют актуализации в рамках совершенствования системы ценообразования в строительстве;
    • МДС 81-35.2004 не учитывает определение отдельных фактических затрат, которые несут строительные организации в современных условиях. Также в МДС 81-35.2004 отсутствуют Образцы (формы) представления обосновывающих документов (например, конъюнктурный анализ).

Общие положения Методики № 421/пр

Методика № 421/пр определяет единые методы формирования сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на этапе архитектурно-строительного проектирования, подготовки сметы на снос объекта капитального строительства.

Сметная стоимость строительства определяется:

  1. Сметные нормы: ГЭСН, ГЭСНр, ГЭСНм, ГЭСНмр, ГЭСНп, ГЭСНрр;
  2. Федеральные единичные расценки и отдельные их составляющие;
  3. Территориальные единичные расценки и отдельные их составляющие;
  4. Отраслевые сметные нормы и единичные расценки.

Методы определения сметной стоимости:

  • Базисно-индексный метод – с применением к сметной стоимости, определенной с использованием единичных расценок, в том числе их отдельных составляющих, сведения о которых включены в ФРСН, разработанных в базисном уровне цен, соответствующих индексов изменения сметной стоимости;
  • Ресурсно-индексный метод – с использованием сметных норм, сметных цен строительных ресурсов в базисном уровне цен и одновременным применением информации о сметных ценах, размещенной в ФГИС ЦС, а также индексов изменения сметной стоимости к составляющим единичных расценок в базисном уровне цен;
  • Ресурсный метод – с использованием сметных норм и сметных цен строительных ресурсов, размещенных в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве

Сводный сметный расчет при БИМ

Состав сметной документации и требования к оформлению. Сводный сметный расчет, объектные и локальные сметные расчеты при БИМ:

  • пункт 44 Методики № 421/пр: Сметная стоимость строительства, определенная с применением базисно-индексного метода (БИМ), приводится ЛСР в двух уровнях цен: базисном и текущем;
  • пункт 132 Методики № 421/пр: При определении сметной стоимости БИМ одновременно с текущим уровнем производится формирование отдельных ОСР в базисном уровне цен;
  • пункт 136 Методики № 421/пр: При базисно-индексном методе одновременно со ССРСС в текущем уровне цен разрабатывается отдельный ССРСС в базисном уровне цен.

Определение затрат при отсутствии информации о сметных ценах

  • При отсутствии в сборниках ФССЦ (ТССЦ) данных о сметных ценах на отдельные материалы, изделия, конструкции (далее – материальные ресурсы) и оборудование допускается определение их сметной стоимости по наиболее экономичному варианту, определенному на основании сбора информации о текущих ценах (далее – конъюнктурный анализ);
  • Результаты конъюнктурного анализа оформляются в соответствии с рекомендуемой формой, приведенной в Приложении № 1 к Методике и подписываются застройщиком или техническим заказчиком;
  • Для проведения конъюнктурного анализа используется информация из открытых и (или) официальных источников о текущих ценах (в частности, печатные издания, информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет»), подтверждаемая обосновывающими документами, подписанными …, при использовании обосновывающих документов из открытых источников ‐ подписанные уполномоченным лицом заказчика;
  • Обосновывающие стоимость в текущих ценах документы должны быть получены в период, не превышающий 6 месяцев до момента определения сметной стоимости.

Требования к обосновывающим документам:

  1. Конъюнктурный анализ проводится по данным производителей (поставщиков) соответствующего субъекта Российской Федерации (части территории субъекта Российской Федерации), на территории которого осуществляется строительство;
  2. В обосновывающих документах указываются дата составления документа, дата и (или) сроки действия ценовых предложений, информация об учете (или не учете) в ценах отдельных затрат (перевозка, шефмонтаж, шефналадка и тому подобное), а также налога на НДС;
  3. Характеристики материальных ресурсов, оборудования, работ и услуг, содержащиеся в ТКП, должны соответствовать решениям и мероприятиям проектной документации;
  4. В ТКП приводится информация о стоимости материальных ресурсов, оборудования, работ и услуг с указанием единицы измерения, валюты расчета, курса пересчета (в случае использования ценовой информации в валюте иностранного государства);
  5. Информация, предоставляемая производителями и (или) поставщиками соответствующих материальных ресурсов и оборудования должна содержать их наименование, ИНН, контактные данные, а также данные об исполнителе (-ях) документа с указанием его фамилии и инициалов либо иных реквизитов;
  6. Сметные цены, определенные по результатам конъюнктурного анализа, определяются в базисном уровне цен как отношение их стоимости в текущем уровне цен к соответствующим индексам изменения сметной стоимости, примененным при составлении сметной документации.

Пункт 14 Методики № 421/пр: стоимость доставки до объекта строительства материальных ресурсов и оборудования, определенных на основании конъюнктурного анализа, определяется согласно пункту 91 Методики № 421/пр.

Пункт 91 Методики № 421/пр: по решению заказчика сметная стоимость перевозки оборудования может приниматься в размере до 3 (трех) процентов.

Транспортные расходы по доставке материалов и оборудования до объекта строительства:

  • Затраты по перевозке грузов автомобильным транспортом определяются в соответствии со сметными нормативами (ФССЦпг / ТССЦпг);
  • Затраты по перевозке грузов железнодорожным транспортом определяются в соответствии со сметными нормативами (ФССЦпг / ТССЦпг);
  • Затраты по перевозке грузов внутренним водным транспортом определяются по данным конъюнктурного анализа не менее 2-х поставщиков услуг;
  • Затраты по перевозке грузов воздушным транспортом определяются по данным конъюнктурного анализа не менее 2-х поставщиков услуг.

Особенности применения коэффициентов к сметным нормам

Для учета усложняющих факторов и условий производства работ согласно Методике No 421/пр:

  • Пункт 52 Методики № 421/пр – коэффициенты к сметным нормам (единичным расценкам), в том числе их отдельным составляющим, приведены в Приложении № 10 к Методике;
  • Пункт 55 Методики № 421/пр – коэффициенты дифференцированы: строительство, реконструкция, капитальный ремонт, пусконаладочные работы и работы по сохранению объектов культурного наследия;
  • Пункт 56 Методики № 421/пр – коэффициенты применяются одновременно с другими коэффициентами (коэффициенты перемножаются, результат округляется до семи знаков после запятой);
  • Пункт 57 Методики № 421/пр – коэффициенты, учитывающие технологические особенности производства работ, применяются к количественным или стоимостным показателям строительных ресурсов.

Необходимо одновременное выполнение нескольких условий на работы по капитальному ремонту и реконструкции объектов капитального строительства.

Пункт 58 Методики № 421/пр – при отсутствии необходимых сметных норм (единичных расценок), включенных в сборники ГЭСНр (ФЕРр, ТЕРр), сметные затраты на работы по капитальному ремонту и реконструкции объектов капитального строительства могут быть определены по сметным нормам, включенным в ГЭСН (ФЕР, ТЕР), аналогичным технологическим процессам в новом строительстве, в том числе по возведению новых конструктивных элементов, с применением коэффициентов 1,15 к затратам труда (оплате труда) рабочих и 1,25 нормам времени (стоимости) эксплуатации машин и механизмов, затратам труда (оплате труда) машинистов.

Пункт 59 Методики № 421/пр – указанные в пункте 58 Методики коэффициенты не применяются:

  1. к сметным нормам и расценкам ГЭСН (ФЕР, ТЕР) 81-02-46;
  2. к сметным нормам и расценкам ГЭСНм (ФЕРм, ТЕРм), ГЭСНмр (ФЕРмр, ТЕРмр), ГЭСНр (ФЕРр, ТЕРр), ГЭСНрр (ФЕРрр, ТЕРрр), ГЭСНп (ФЕРп, ТЕРп);
  3. на работы по разборке (демонтажу) строительных конструкций, систем и сетей ИТО, сметная стоимость которых определена с использованием сметных норм и расценок по разборке (демонтажу);
  4. на работы по разборке (демонтажу) строительных конструкций, систем и сетей ИТО в случае полной разборки (демонтажа) указанных конструкций, систем и сетей, сметная стоимость которых определена по сметным нормам и расценкам на устройство (монтаж) ГЭСН (ФЕР, ТЕР) с применением понижающих коэффициентов на разборку (демонтаж);
  5. на работы по реконструкции и капитальному ремонту дорог и инженерных сооружений (в том числе гидротехнических сооружений, мостов, путепроводов и тому подобное) в объемах, обеспечивающих работы полноценными захватками, сметная стоимость которых определена по сметным нормам ГЭСН (ФЕР, ТЕР);
  6. в случае невыполнения условий, приведенных в пункте 60 Методики.

Пункт 60 – коэффициенты, предусмотренные в пункте 58 Методики, учитывают:

  • отсутствие возможности применения технологических схем производства работ, принятых в сметных нормах, включенных в сборники ГЭСН;
  • необходимость проведения работ отдельными малыми участками с ограниченным объемом работ, в том числе снижение производительности машин и механизмов.

Основные положения по определению отдельных затрат в главах 1-12 ССРСС

Приказ Минстроя России от 19.06.2020 № 332/пр – Об утверждении Методики определения затрат на строительство временных зданий и сооружений, включаемых в ССРСС.

Глава 8. Временные здания и сооружения:

  • Пункт 16 Методики № 332/пр: работы и затраты, учтенные нормативами затрат на строительство титульных временных зданий и сооружений (далее — нормативы ВЗиС). Нормативы представлены в Приложениях № 1 и № 2 Методики № 332/пр;
  • Пункт 18 Методики № 332/пр: временные сооружения, не учтенные нормативами на ВЗиС. Затраты, указанные в пункте 18 Методики № 332/пр, при соответствующем обосновании в ПОС учитываются дополнительно в главе 8 ССРСС;
  • Пункт 19 Методики № 332/пр: временные специальные вспомогательные сооружения и устройства, не учтенные нормативами на ВЗиС. Затраты, указанные в пункте 19 Методики № 332/пр, при соответствующем обосновании в ПОС учитываются дополнительно непосредственно в ОСР соответствующих глав ССРСС.

Затраты на содержание технического заказчика и затраты заказчика на проведение строительного контроля при строительстве

  • Приказ Минстроя России от 02.06.2020 № 297/пр – Об утверждении Методики определения затрат на осуществление функций технического заказчика:
    • Пункт 163 Методики № 421/пр – средства на содержание технического заказчика определяются на основании расчета в соответствии с положениями сметных нормативов, сведения о которых включены в ФРСН.
    • Пункт 165 Методики № 421/пр – затраты на содержание технического заказчика не учитываются в сводном сметном расчете в случае, если функции технического заказчика осуществляет уполномоченная застройщиком организация, деятельность которой финансируется за счет целевых средств, выделяемых на ее текущее содержание, на основании бюджетной сметы, утвержденной в установленном бюджетным законодательством Российской Федерации порядке в рамках лимитов бюджетных обязательств.
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 468:
    • Пункт 167 Методики № 421/пр – расчет затрат на осуществление строительного контроля осуществляется в текущем уровне цен от итогов глав 1-9 сводного сметного расчета стоимости строительства (графы 4,5,6) (за исключением расходов на приобретение земельных участков), и указывается в главе 10 сводного сметного расчета стоимости строительства отдельной строкой «Строительный контроль» (графы 7,8).

В главу 12 сводного сметного расчета включается стоимость (пункт 171 Методики № 421/пр):

  • на научное и научно-техническое сопровождение инженерных изысканий и работ по подготовке проектной и рабочей документации;
  • на проведение государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять;
  • на проведение авторского надзора. При этом включение затрат на осуществление авторского надзора допускается по объектам, обязательное проведение авторского надзора по которым предусмотрено законодательством Российской Федерации, а также по решению заказчика при согласовании с главным распорядителем средств соответствующего бюджета (за исключением случаев, когда заказчиком является главный распорядитель бюджетных средств);
  • на проведение экспертизы промышленной безопасности, обязательное проведение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации (за исключением затрат по оценке соответствия оборудования 1, 2, 3 класса безопасности в процессе его изготовления, учитываемых в стоимости оборудования);
  • на полевые испытания грунтов сваями, проводимые при инженерных изысканиях для строительства, полевые контрольные испытания свай при строительстве, испытания, производимых для уточнения несущей способности свай.

Вопрос-ответ в рамках полномочий ФАУ «Главгосэкспертиза России»

Как учитываются дополнительные затраты, связанные с проездом лиц, осуществляющих авторский надзор?

Авторский надзор

В соответствии с пунктом 173 Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Минстроя России от 04.08.2020 № 421/пр (далее – Методика), включение затрат на осуществление авторского надзора допускается по объектам, обязательное проведение авторского надзора по которым предусмотрено законодательством Российской Федерации, а также по решению заказчика при согласовании с главным распорядителем средств соответствующего бюджета (за исключением случаев, когда заказчиком является главный распорядитель бюджетных средств). Лимит затрат на проведение авторского надзора определяется в размере 0,2 процентов от итога графы 8 глав 1-9 сводного сметного расчета и включается в графы 7 и 8.

Согласно пункту 174 Методики лимит затрат на проведение авторского надзора не учитывает стоимость проезда лиц, осуществляющих авторский надзор, на объект строительства и обратно. Данные затраты определяются дополнительно в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации, и включаются в главу 12 сводного сметного расчета (графы 7 и 8).

Вместе с тем, расходы на проживание лиц, осуществляющих авторский надзор, предусмотрены лимитом затрат на проведение авторского надзора.

Как при составлении сметной документации учитывать резерв средств на непредвиденные работы и затраты при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства?

Резерв средств на непредвиденные затраты

В соответствии с пунктом 179 Методики № 421/пр резерв средств на непредвиденные работы и затраты предназначен для возмещения стоимости работ и затрат, потребность в которых возникает в процессе разработки рабочей документации и (или) в ходе строительства в результате уточнения проектных решений и (или) условий строительства, предусмотренных проектной документацией.

Резерв средств на непредвиденные работы и затраты определяется заказчиком по согласованию с главным распорядителем средств соответствующего бюджета (за исключением случаев, когда заказчиком является главный распорядитель бюджетных средств) в размерах, не превышающих:

  • 2 (двух) процентов – для объектов капитального строительства непроизводственного назначения;
  • 3 (трех) процентов – для объектов капитального строительства производственного назначения, линейных объектов;
  • 10 (десяти) процентов – для уникальных, особо опасных и технически сложных объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Резерв средств на непредвиденные работы и затраты определяется от итогов по главам 1-12 сводного сметного расчета стоимости и учитывается в сводном сметном расчете отдельной строкой с распределением по графам 4-8.

Как при составлении сметной документации учитывать затраты, связанные с предоставлением обязательной банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта и гарантийных обязательств?

Предоставление обязательной банковской гарантии

Согласно пункту 2.17 Приложения № 9 к Методике № 421/пр затраты, связанные с предоставлением обязательной банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта и гарантийных обязательств определяются расчетом в соответствии с пунктом 161 Методики № 421/пр на основании данных проектной и (или) иной технической документации о том, что это является обязательным требованием заказчика, и включаются в графы 7 и 8 главы 9 ССРСС.

Согласно пункту 161 Методики № 421/пр затраты, связанные с предоставлением обязательной банковской гарантии, учитываются по результатам конъюнктурного анализа не менее 3 (трех) предложений банков (в случае отсутствия ограничений по таким банкам), обладающих правом выдачи банковских гарантий (годовой ставки(размера) вознаграждения)выполненного с учетом требований заказчика и в соответствии с положениями пунктов 13-22 Методики № 421/пр с указанием расчета для каждого предложения по указанной в Методике № 421/пр формуле (6).

Основанием учета в сметной документации затрат, связанных с предоставлением обязательной банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта и гарантийных обязательств, является соответствующее требование заказчика, отраженное в задании на проектирование. Размер банковской гарантии может устанавливаться нормативными документами заказчика.

Кроме того сообщается, что сметная документация (смета) в составе проектной документации по объекту капитального строительства, в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ, и цена работ (смета) к договору (контракту), в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ, являются разными документами.

Как учитываются в ССРСС затраты на проведение государственной экологической экспертизы проектной документации?

Затраты на проведение экологической экспертизы

В соответствии с подпунктом «ж» пункта 171 Методики № 421/пр в главу 12 сводного сметного расчет включаются затраты на проведение государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий, в границах Байкальской природной территории, проектной документации объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания от ходов I-V классов опасности, искусственных земельных участков наводных объектах, проектной документации объектов, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории.

Скачать презентацию в формате PDF можно здесь.

Если у Вас еще остались вопросы… пишите smety@all-smety.ru! Мы обязательно ответим.

Возврат к списку статей
Особенности проведения проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции и капремонта