Меры стимулирования подрядчика
Какие меры стимулирования подрядчиков есть, чтобы в свою очередь работодатели имели возможность поощрять своих работников за плодотворный труд?
Тем, кто активно изучает тему ценообразования в строительстве, наверняка знакома история, когда забугорный подрядчик после подписания контракта собирает команду ИТР и те днями и ночами ищут способы, где и как снизить себестоимость и повысить прибыль. Какие же они молодцы! Не то, что наши жулики, которые имеют то, что имеют именно потому, что так не могут.
На самом деле способов сократить расходы и тем самым увеличить прибыль не так уж много. Речь тут скорее всего шла о такой интересной штуке как Value Engineering – VE (инжиниринг стоимости), и Value Engineering Change Proposals – VECP (предложения по изменению стоимости). Что это за зверь такой?
Представьте, что вы заключили контракт на возмещение затрат (Cost reimbursable contract), он же Open book, Cost Plus Fee, или T&M). У заказчика есть определённая сумма денег, которую он планирует потратить на стройку (Guaranteed Maximum Price – GMP). Он оплачивает вам все затраты и прибыль, а потом как все построено – остаток от планируемой суммы GMP делит с вами пополам по условиям в контракте (Contract Savings Clause).
Примерно тоже самое с контрактами с фиксированной ценой. Вы предлагаете изменения с уменьшением цены, а заказчик (если это примет) делит с вами поровну разницу между первоначальной ценой и предложенным изменением. Зачем они это делают?
В обоих случаях подрядчик экономит средства заказчику. Либо экономно используя свои ресурсы, либо предлагая "рацпредложения" чтобы в итоге получить деньги за то, что он не делал.
С контрактом на возмещение затрат подрядчику выгодно строить вечно и, если нет стимула, он легко потратит весь бюджет заказчика и даже больше. При контракте с фиксированной ценой расходы заказчика также могут превысить бюджет из-за недостатков проекта и сметы. И предложения подрядчика могут компенсировать эти превышения. Поэтому условия VESP обязательны на всех федеральных стройках. Это выгодно всем. Просто вдумайтесь: заказчик поощряет изменения! Ну, тупые (с)…
А теперь вспомните, какие меры стимулирования есть у нас. Статья 710 ГК вроде как обеспечивает тот же принцип получения прибыли подрядчиком за достигнутую экономию. Но есть одно «но». Заказчик использует ее не как инструмент поощрения подрядчика, а наоборот – как инструмент взыскания любой возможной экономии, существующей между фактическими затратами и договорной ценой. Даже если не было никаких изменений в проекте. Экономию начинают искать постфактум в части неиспользованных ресурсов, залазить в расценки, сравнивать цены закупа материалов со сметными, делая фиксированную цену приблизительной в меньшую сторону.
Правда напоминает контракты на возмещение затрат? Только лишь с той разницей, что вам никто не будет оплачивать фактические затраты по материалам, зарплате, технике и прочему. Только в минус.
Условий контрактов на возмещение затрат у нас в нет в принципе, а потому и нет разницы с твердой ценой. Нет чёткой границы, где заканчивается твёрдая цена и где начинается приблизительная. Поэтому заказчик может интерпретировать твёрдую цену как ему хочется. Есть жирок в смете - докажи затраты или заминусую. Есть убыточные позиции в смете – ниче не знаю – цена твёрдая и достоверная. Появились допработы, ошибки в смете и прочие косяки проекта – делай бесплатно, ты же сам согласился на такую цену и не дал вовремя замечания. Еще и откорректируй проект и смету за свой счёт. И это при том, что подрядчик на госзаказе никак не участвует в формировании своей цены.
Платить за то, что подрядчик не делал? – окстись! Это же нецелевуха, превышение служебных полномочий и уголовка! Зарубежом за это платят – у нас за такое сажают!
Ну а если всё-таки внесут в проект какие-то изменения по предложениям подрядчика, то он получит меньше ровно на столько, на сколько он не сделал. Молодец и, как говорится, возьми на полке пирожок. Баланс прав и обязанностей в такой системе полностью нарушен в пользу заказчика. И не трудно догадаться, что на самом деле стимулируют такие контракты. У нас подрядчик точно также днями и ночами думает, только не о том, как сэкономить средства себе и заказчику, а как его объегорить, хотя бы хоть что-то и как-то заработать. Других способов получить прибыль с нашими сметами на госзаказе, к сожалению, просто не существует. Ну или попробуйте напрячь все извилины настолько, чтобы найти специалиста на сметную зарплату в 50-70 тыс. руб. Тут не то чтобы средства на поощрение работников есть, тут чтобы иметь возможность выплатить всем нормальную зарплату нужно как-то их заставить перевыполнить норму раза в полтора.
В итоге всем прекрасно видно, что за подрядчики остались у нас в отрасли за несколько десятков лет таких "рыночных" отношений, какое качество объектов и недостроев мы имеем и сколько уголовок заведено на строителей.
И что же нужно теперь сделать? – Наверное проверять чаще, если много изменений в проект вносится. Ну или остается только повторять: "Жулик, не воруй!"...
Александр Васильев. Специально для Телеграм-канала «Просто о сметах».
Есть что дополнить, прокомментировать, сказать? Смело пишите: smety@all-smety.ru!
Предыдущая статья:
Эффект от внедрения ТИМ - ввод объекта в запланированные сроки
Следующая статья:
Непредвиденные работы и затраты в строительстве