ЗП в сметах не соответствует действительности, уровень зарплат в сметах отстает от рыночного
ЗП в сметах не соответствует действительности. Ее формируют не подрядчики, а госорганы, беря статистические данные с «серых» ЗП и цены производителей без франко-надбавки. Данные той же ассоциации НАИК свидетельствуют о том, что уровень зарплат в сметах отстает от рыночного на 30%, из-за чего стоимость строительства недооценена на 10–15%. Если об этом говорят далеко не бедные «дорожники», которым в первую очередь сейчас уделяется повышенное внимание государства и регулятора, то как тогда обстоят дела с остальными? Что необходимо предпринять, чтобы «обелить отрасль» и в чем проблема это сделать сейчас?
На вопрос для TG-канала «Просто о сметах» отвечает Департамент ценообразования и ресурсного обеспечения строительства Минстроя РФ:
Правилами мониторинга цен строительных ресурсов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2016 г. № 1452 (далее – Постановление № 1452), определен порядок установления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации среднемесячного размера оплаты труда рабочего первого разряда, занятого в строительной отрасли (далее – среднемесячный размер оплаты труда), для целей определения сметной стоимости строительства, по субъекту Российской Федерации (частям территории субъекта Российской Федерации) за предшествующий календарный год.
Требования к осуществлению расчетов среднемесячного размера оплаты труда определены соответствующими методиками (Методика расчета индексов изменения сметной стоимости строительства, утвержденная приказом Минстроя России от 05 июня 2019 г. № 326/пр, и Методика определения сметных цен на затраты труда работников в строительстве, утвержденная приказом Минстроя России от 01 июля 2022 г.№ 534/пр (далее – Методика № 534/пр).
В соответствии с пунктами 8, 9 Методики № 534/пр установлен порядок определения среднемесячного размера оплаты труда рабочего, занятого в строительной отрасли на основании прожиточного минимума для трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, коэффициента индексации, установленного в соответствии с положениями отраслевого соглашения по строительству и промышленности строительных материалов Российской Федерации, средневзвешенных коэффициентов (Кi), учитывающих доплаты и надбавки к тарифным ставкам и окладам, носящие систематический характер, которые обосновываются расчетами по каждому виду доплат и надбавок к тарифным ставкам и окладам с приложением подтверждающих документов (данных служб занятости, субъектов хозяйственной деятельности, нормативных правовых, локальных ведомственных актов и иных сведений), районного коэффициента к заработной плате, установленного законодательством для субъекта Российской Федерации, прочих выплат (ПВ – расчетная среднемесячная величина средневзвешенная по численности и тарифным разрядам рабочих, занятых в строительной отрасли, не учитываемая в составе Кi и нормативах сметной прибыли, очередные и дополнительные отпуска, процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и другие выплаты при наличии действующих нормативных правовых актов, регламентирующих данную сферу).
Расчетные средневзвешенные по численности рабочих коэффициенты (Кi) и расчетная среднемесячная величина прочих выплат (ПВ) обосновываются расчетами по каждому виду доплат, надбавок к тарифным ставкам и окладам, а также по каждому виду выплат с приложением подтверждающих документов (данных служб занятости, субъектов хозяйственной деятельности, нормативных правовых и локальных актов и иных сведений).
При этом положениями Методики № 534/пр также предусмотрена возможность определения указанных коэффициентов и выплат на основании фактических данных, предоставленных подрядными строительными организациями. Следует отметить, что размер оплаты труда рабочих, занятых в строительной отрасли, рассчитываемый в соответствии с Методикой № 534/пр, является условной нормируемой величиной, используется в целях определения сметной стоимости строительства на этапе архитектурно-строительного проектирования и не предназначен для определения фактического размера заработной платы работника соответствующего разряда (категории) в соответствии с трудовым законодательством.
С учетом изменившегося в соответствии с требованиями Постановления № 1452 подхода к определению среднемесячного размера оплаты труда в период с 2018 по 2022 годы обеспечен рост уровня нормируемой оплаты труда рабочих-строителей порядка 60%, что, в свою очередь, привело к значительному росту фонда оплаты труда в составе сметной стоимости строительства объектов капитального строительства. Следует отметить, что согласно опубликованным Росстатом данным за аналогичный период рост среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работающих в экономике по отрасли «Строительство» составил 57%.
При этом следует учесть, что в соответствии с положениями Методик, при расчете ежеквартального индекса изменения сметной стоимости оплаты труда, сметных цен на затраты труда в строительстве, определяемых на основании среднемесячного размера оплаты труда, учитывается коэффициент инфляции, определяемый поквартально в соответствии с данными прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, публикуемого Министерством экономического развития Российской Федерации, по строке «Индекс потребительских цен в среднем за год» на текущий год.
Кроме того, среднемесячный размер оплаты труда рассчитывается для нормальной 40-часовой продолжительности рабочей недели в нормальных условиях труда без учета вахтовой надбавки, оплаты дней в пути от пункта сбора до места выполнения работ и обратно, оплаты дней междувахтового отдыха. Коэффициенты, учитывающие усложняющие факторы и влияние условий производства работ, применяются к оплате труда (вредные условия труда, работы, осуществляемые в подземных шахтах, рудниках, метрополитенах, тоннелях и других подземных сооружениях, горной местности и др.) в сметной документации применяются дополнительно на основании сметных нормативов, включенных в федеральный реестр сметных нормативов (далее – ФРСН).
Таким образом, в настоящее время уровень нормируемой заработной платы, учитываемый при формировании сметной стоимости строительства, позволяет учитывать реальные затраты на оплату труда при формировании сметной стоимости строительства. Субъекты Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации, отраслевые госкомпании устанавливают такие уровни заработной платы с учетом особенностей и специфики регионов (отраслей) в соответствии с положениями указанных Методик.
Источник TG-канал «Просто о сметах»
Предыдущая новость:
Выгоды перехода на ресурсно-индексный метод (РИМ), его плюсы и минусы
Следующая новость:
Конъюнктурный анализ: его особенности и трудоемкость