Закупки в госзаказе
Наш эксперт — зам.начальника УКСа К-нска Н.И.Симак с чувством, с толком и расстановкой прокомментировал яркую публикацию про закупки в госзаказе со «своей колокольни».
Усаживайтесь поудобнее, впереди — интересный, не спешный и познавательный экскурс в работу Заказчика "на земле".
Часть 1
На закупках все участники (конкуренты, претенденты, будущие подрядчики) видят цену заказчика – НМЦК, видят цены друг друга и жмут на кнопку снижая свою. Снизить могут насколько угодно, лишь бы предоставили обеспечение контракта если упадут более чем на 25%.
Здесь описаны какие-то довольно редкие случаи угара или вредительства на аукционе с непонятной целью; на электронном конкурсе участники и вовсе не видят ценовые предложения конкурентов.
Но что должен уменьшить в своих расходах участник, занижая цену? Зарплату? – она и так заложена в смете ниже рынка. Стоимость материалов? – как? Закупив контрафакт? Вот так механизмом определения несправедливой цены закладывается первопричина последующих махинаций и коррупции на стройке.
Нет такого, что участник прям вот должен уменьшить что-то в своих расходах; нечего уменьшать – не уменьшай. Уменьшать не обязывают ни закон, ни обычаи делового оборота. Первопричиной же махинаций является не возможность дать скидку, а недобросовестное поведение отдельных участников торгов, которые иногда ещё и становится их победителями.
Получается участники конкурируют между собой не своими уровнями затрат и репутацией, а тем, насколько они способны уронить цену заказчика. Поэтому качество здесь начинает выступать не как константа, а как средство получения прибыли там, где ее не заложили.
Это называется «недобросовестная конкуренция», и, в общем-то, как бы ни был плох действующий механизм выбора подрядчика на бюджетный объект, никто и ничто не заставляет участников совершать недобросовестные действия.
Не уверен, что выполнишь и заработаешь – не подавай заявку.
Они соглашаются на такую цену и даже меньше с расчетом на то, что потом отобьют деньги на плохом качестве или вообще не собирались строить, тупо обналичив аванс. А потом все такие: а почему же подрядчик не может достроить? А почему вокруг одни жулики? А кто же это сделал?!
Полагаю, что в этом моменте становится понятно, что обсуждение ушло куда-то не туда – рассуждать о мотивации и задачах жуликов, которые крутятся вокруг госзаказа, можно бесконечно, только для собственно госзаказа никакой пользы от того не будет – ни к каким новым решениям это не приведёт.
Рецепты лечения проблем тоже не новы: профессиональный заказчик (статья 9 закона № 44-ФЗ), торги «под ключ» (когда претензии к проекту подрядчик может предъявить разве что сам себе), не жадничать при выборе проектировщика и (особенно) сметчика, активная работа с государственными экспертами по согласованию проектных решений прямо в процессе проектирования.
Отдельная тема – это острая необходимость более активного вовлечения СРО в сопровождение проблемных подрядчиков (чему СРО, конечно же, будут непременно противиться), но это тема отдельного разговора.
У буржуев участники сами полностью пересчитывают все объемы, цены и дают свои, не зная ни НМЦК, ни цен других. Это аукцион с запечатанными ставками. И выбирают из них не обязательно того, кто даст наименьшую цену.
Неужели в таких условиях не расцветёт коррупция? Ей-богу, расцветёт таким цветом, какого мы ещё не видывали… «Вот тут-то, Петька, карта мне и пошла!».
Они сами устанавливают зарплату в цене предложения какую выплачивают работникам, сами устанавливают стоимость материалов и прочих расходов с прибылью. Закладывают запасы на риски. И потом спокойно строят.
Там ещё и откаты (kickback) заложены – ошибкой было бы полагать, что у буржуев коррупции нет. Но спокойно всё равно не всегда получается – даже без погружения в существо вопроса вспоминаются публикации об аэропорте им. Вилли Брандта в Берлине, Эльбской филармонии в Гамбурге и ТПУ Oculus в Нью-Йорке… когда цена объекта вырастала вдвое, втрое и т.д.
Часть 2
Но и это их уже не устраивает (совсем зажрались там). Оказывается, даже с учетом такого ценообразования есть риски того, что подрядчик может не достроить объект («проклятье победителя»). Для этого они уже применяют аукцион Викри, который отличается от предыдущего одной маленькой деталью – победитель получает цену выше, чем он сам предложил (предыдущего за ним претендента). Все для того, чтобы подрядчик достроил объект. Это главное, а не максимально сэкономить лимит.
Так и у нас законы дают подрядчику право получить дополнительные 10% на упущенных объёмах. К цене контракта «под ключ» можно получить плюсом до 30% (подпункт «а» пункта 1 части 62 статьи 112 закона № 44-ФЗ). А в особых случаях высший орган исполнительной власти вправе увеличить цену хоть в 10 раз со ссылкой на пункт 65.1 статьи 112 закона № 44-ФЗ. И не нужны здесь никакие Викри…
Не «ты сам согласился на такую цену», а «вот тебе еще чутка денег сверх того, что ты сам посчитал, пожалуйста строй на здоровье».
Грамотный заказчик и чуть более умный, чем обычно, ГРБС так и планируют капвложения – с запасом на всякий случай. Ибо, как известно, «случаи всякие бывают».
Поэтому назвать конкурентной или рыночной нашу систему закупок язык не поворачивается. Это издевательство над здравым смыслом и вытеснение из отрасли честных строителей.
Вообще-то за честных строителей, по задумке законотворцев, должны СРО впрягаться – так, чтобы ни один жулик в ряды СРО не пробрался. Или, если уж вдруг пробрался, то его само СРО и выдавило из себя при первой же осечке.
Однако ж нет – у всех жуликов и членство СРО есть, и взносы в компофнды оплачены; просто в какой-то момент среднестатистическое СРО начинает решать ровно обратную задачу – собрать как можно больше компфондов и как можно меньше донимать своих членов проверками и контролем. А проблемные объекты – это дело десятое; впрочем, полезная тенденция последнего года взыскания с СРО неотработанных жуликоватыми подрядчиками авансов даёт надежду, что ситуация всё-таки однажды поменяется.
Смета контракта. НМЦК перед тем как стать сметой контракта можно разработать только на основе локальных сметных расчетов (ЛСР). Есть ошибки в ЛСР – будет кривая НМЦК и смета контракта. Хочешь изменить смету контракта – меняй ЛСР. Меняешь подрядчика, который закрывался по смете контракта – возвращайся к ЛСР и приводи в соответствие остатки для повторной экспертизы. Эффективность.
В новом строительстве контракт «под ключ» разом решает почти все эти проблемы – НМЦК для него можно рассчитать без смет (или с частичным их применением «по месту»).
В случаях с реконструкциями и капитальными ремонтами контракты «под ключ» не работают, поэтому в организационной структуре заказчиков таких работ целесообразно формировать отдел обследования, который головой отвечает за правильность технологии, полноту обследований, точность измерений и в целом за соблюдение методологии обследования объекта – в общем, всё тот же принцип профессионализма заказчика (статья 9 закона № 44-ФЗ).
И времени на подготовку документации на закупку заказчику дают считанные недели. Задачу ставят еще даже когда не получено положительное заключение экспертизы. Тут не то, чтобы анализ провести и выявить косяки сметы, тут по готовому сделать правильно не получится.
Все объекты будущего года становятся известны заказчику ещё осенью предыдущего года, при обсуждении бюджета. Бюджеты принимаются не позже декабря, и ещё месяца два после этого выпускается муниципальная или государственная программа, которая даёт возможность начинать закупки – т.е. +/– полгода на подготовку у заказчика есть всегда. Да, есть и другие задачи – например, закончить текущие контракты – но, как говорится, «если человек захочет, то он найдёт 1000 возможностей, а если нет, то найдётся 1000 причин».
В целом, есть способы, как правильно спланировать работу заказчика даже в условиях неопределённости – соответственно, нет веских причин сетовать на нехватку сил и времени.
Часть 3
График. График выполнения работ к контракту разрабатывается под выделенные лимиты. И эти лимиты в программе очень долго и сложно двигать. Задержали выдачу проекта с госэкспертизой на полгода – график на СМР сделают так, чтобы ты за 3 месяца остатка года должен был освоить больше, чем за весь следующий год. Стоит отметить, что в программе отражаются не лимиты, а ассигнования. Они в программе двигаются не просто легко, а очень легко – зачастую, сдвижки можно оформлять через бюджетную роспись или распоряжениями, пост фактум внося корректировки в программу.
Если срок работ затягивается на месяцы, то всегда можно обратиться к ГРБСу с предложением подвигать деньги или отказаться от них в текущем году с переносом на следующий. Бюджеты после принятия корректируются минимум дважды в году, но (как правило) корректировки в них нужны в тяжёлых случаях – в основном, когда возникает нужда начать посреди года новый объект.
Решение задачи освоения средств (в том числе субсидий) в общем виде сводится не только к подписанию и оплате актов выполненных работ, но и умении (и смелости) заблаговременно сообщить ГРБСу, что там-то и там-то есть ненулевые риски неосвоения, и что вот, мол, есть предложения по перераспределению средств текущего года. Этот вопрос тоже можно (а то и нужно) раскрывать отдельно, не одним абзацем.
Поэтому график всегда будет не технический, а финансовый (хвост виляет собакой) и потому неисполнимый. Тут какой бы ты грамотный ни был, какое бы программное обеспечение не использовал, хоть полностью зацифровизуйся – все это лишнее потому как по-другому нельзя.
Вовсе нет. Все деньги в текущем годе можно, условно говоря, поставить на IV квартал – и у подрядчика будет от 5 до аж 10 месяцев, чтобы выполнить график работ сугубо технически. Напомню, что конструкция подряда в ГК РФ предусматривает сперва работы, а потом оплату – и, замечу, при необязательности аванса.
Согласен, тут тоже есть, что пообсуждать, но ничего принципиально неисполнимого я не предлагаю.
Заключение
Немонтируемое оборудование
И вот заказчик должен выбрать такое оборудование, поделить на отдельные закупки, там медицинское и прочее. И разыграть. Но. Сметные цены почему-то уже не канают. Типа а вдруг оборудование меняется и цены уже не актуальны? Хотя при этом дороже чем в смете ты поставить не можешь.
Это очень странная и неправильная позиция. НМЦК на поставку оборудования рассчитывается на основании коммерческих предложений – сметные цены здесь вообще не причём, потому что немонтируемое оборудование всегда оценивается по конъюнктурникам, которые эксперты обычно не проверяют (поскольку на них стоит подпись заказчика). В этом смысле совершенно неважно, почём это оборудование внесено в сметы – покупать его мы будем не по сметам, и если надо купить что-то немонтируемое дороже, чем в смете – никаких проблем нет, закон этого не запрещает.
А ещё правильнее, чтобы немонтируемое оборудование покупал не тот заказчик, что отвечает за ПИР и СМР, а будущий эксплуатант – он гораздо лучше в таком оборудовании разбирается и чётко знает, что именно ему нужно.
И уж если совсем правильно, то с какого перепугу немонтируемое оборудование вообще попадает в сметы? Оно ж немонтируемое, это чистая поставка, и к сметам никакого отношения иметь не должна. Ибо сметы касаются работ.
Короче, нужно заново собрать минимум по три коммерческих предложения для конъюнктурного анализа. Даже если ничего не менялось. И вот готовь запросы и рассылай, звони, упрашивай. Несколько недель на это если уйдет – хорошо.
Повторю своё ценное предложение – поручить закуп всего немонтируемого будущему эксплуатанту, избавив себя от этих хлопот.
Есть еще условия по постановлениям 616, 617 и 878, по которым ты не можешь закупить буржуйское. А проектом оно уже заложено именно такое. И что делать? Менять – повторная госэкспертиза.
Замена оборудования вообще никак не связана с повторной госэкспертизой. На эту тему написаны и часть 3.8 статьи 49 Градкодекса, и Постановление Правительства РФ № 579. Ну и здравый смысл тоже подсказывает, что если замена не касается безопасности объекта, то экспертиза при замене не нужна – и особенно при замене чего-то буржуйского.
При этом сметы часто не соответствуют спецификациям, а спецификации часто не соответствуют планам расстановки мебели. Закупишь четко по сметам – получишь по шапке, что не по проекту, а закупиться четко по проекту не можешь, потому что этого нет в смете.
В этой ситуации решение простое: закупаем то, что надо, и вносим всё это в рабочку. Что надо купить, нам может подсказать будущая эксплуатация – впрочем, она это и купить может… особенно если вовремя, на подготовке бюджета, дать ей на это деньги.
Но есть второй вариант. К тебе сами приходят некие помощники, обещают сами собрать КП, конъюнктурный анализ, сделать все ТЗ (под себя, конечно), любые ошибки в процессе исправят, поставят именно то, что нужно и дадут еще сверху агентское вознаграждение. Все максимально быстро и профессионально.
Ну или так – особенно когда очень хочется получить агентские. Тогда действительно, ради них можно всю работу на рога поставить лишь бы агентские мимо тебя не пронесли. Но это уже совсем другая история…
Предыдущая новость:
Вебинар: «Новые требования к определению стоимости строительства Программа «ГРАНД-Смета», версия 2024.2»
Следующая новость:
Проект изменений в Методику № 421/пр