Заключение контракта до 100 млн с его последующим пересчетом на увеличение – лазейка или ловушка?
В этой новости при всей её одиозности, подсвечен очень важный момент: в стране есть и сознательно заключается пул контрактов ценой до 100 млн, которые по согласованию с заказчиком и при наличии заложенного (запрошенного) дополнительного финансирования (лимитов) могут быть пересчитаны без проверки в гос. экспертизе. Как следствие, может быть все, что угодно: неверный расчет, подлог с тем же конъюнктурным анализом. Ввиду ошибок, халатности (или даже сознательного умысла и сговора) «сверху», в теории, можно получить до 30 млн. руб. Казалось бы, без особых напрягов. Но не так все однозначно.
Здесь крайне важна роль и позиция Заказчика. По ПП 1315 расчет размера корректировки контрактов с ценой менее 100 млн. рублей определяется и проверяется заказчиком самостоятельно, без прохождения гос. экспертизы. Принимая решение (по незнанию или сознательно) заключать такой контракт, последствия целиком и полностью ложатся на плечи Заказчика. По замыслу Подрядчика (или группы лиц, участвующих в этом схематозе), Заказчик может не разбираться (закрыть глаза) на скрупулезную проверку достоверности расчета и обосновывающих документов. И даже если Заказчик после обращения Подрядчика решится пойти на проверку в экспертизу, ему в этом будет отказано: проведение повторной государственной экспертизы проектной документации для контрактов, цена которых составляет менее 100 млн. руб. не предусмотрена. Насколько нам известно, такие обращения в ГГЭ есть и получают вполне обоснованный отказ. Кстати, ошибочно полагать, что экспертиза не проверяет результаты конъюнктурного анализа. Тем не менее, ловушка и/или предпосылка к хищению налицо. И с этим нужно что-то делать.
Тот же НОСТРОЙ плотно занимается мониторингом подрядчиков по ПП 1315. Что мешает для начала собрать статистику по контрактам до 100 млн и их пересчету? А Главгосэкспертизе озвучить количество таких обращений?
Есть еще одно не явное предположение, для чего заключаются такие контракты (до 100 млн с последующим пересчетом и без дальнейшей проверки в экспертизе) – ускорить получение денежных средств. Хоть экспертиза достоверности в таком случае и осуществляется в сокращенные сроки (до 14 дней), многие сталкивались с тем, когда тебе дают замечания, обычно их необходимо устранить за 1 день. И если ты не успеваешь этого сделать, продлеваешь срок проверки.Напомним, что весь процесс получения денежных средств действительно очень затянут, регулируется в ручном режиме и фактически доступен для «избранных» (в первую очередь дорожников). Пересчет и проверка достоверности в экспертизе – только начало пути и далеко не гарантия того, что финансирование будет выделено. В открытом доступе до сих пор нет четкой и внятной статистики о количестве и увеличении стоимости контрактов, а самое главное: какое число из них, на какую сумму и в какие сроки реально профинансировано дополнительно.
Хотя и при проверке в экспертизе можно организовать лазейку. Смысл коэффициента, который получается при расчете по 500/пр - просто максимальный, который можно применить. Заказчик же, как до 100 млн, так и выше вправе применить как коэффициент, полученный по расчет, так и ниже, если вдруг решено, что денег не хватает. Ведь говорят только про величину коэффициента. А как его применили - никто не знает. И сейчас вся надежда на качество проверки тем же Казначейством. В любом случае, Заказчик, заключающий контракт до 100 млн с «пограничной» стоимостью теперь находится в зоне риска: можно выписать себе повестку к прокурору из-за срабатывания такого «маркера». Здесь важно понимать, что экспертиза – это все-таки разделение ответственности!
Предыдущая новость:
Повышение цен на базу ТСН-2001 г. Москва
Следующая новость:
Авторский курс по составлению смет с использованием BIM (ТИМ) в Санкт-Петербурге