Влияние роста цен на стройматериалы на бюджетные стройки
Начальник управления ценообразования в строительстве Госэкспертизы РТ Татьяна Антонова – о влиянии роста цен на стройматериалы на бюджетные стройки. Совершенно невероятный диалог с эмоциональной ведущей, у которой за столь непродолжительное время произошло море поразительных открытий, которые вылились фактически в «народные вопросы» и шикарные ответы с комментариями о ценообразовании бюджетных строек.
В соцобъектах доля стоимости материалов и оборудования - ок.65%. Остальная часть уходит на ЗП, эксплуатацию машин и механизмов, необходимые налоги, прибыль.
— А нам вот, городским, требуется пояснение. Вы сказали, что «в зависимости от объекта»: одно дело Дом культуры сельский, другое дело - городской детский сад например. А в чём разница? На селе дешевле обходятся материалы? Что, там более натуральное дерево или большой застройщик в городе купил скопом много кирпичей?
— Цены для всей РТ они единые, независимо, где строится объект: в селе или в городе. А зависит от комплектации объекта и от конструктивных решений объекта, комплектоваться каким оборудованием и какой материал будет использоваться.
С января по текущий период рост стоимости бетона 8%, тогда как к марту прошлого года рост стоимости составил 60%. В марте 2023 он стоил 5200 за куб.м, а сейчас 8500. Цена бетона складывается прежде всего из цены на цемент, нерудные материалы и пластификаторы. Если растет стоимость цемента, значит параллельно растет стоимость всех изделий и материалов, которые изготавливаются с его применением.
— Ой-ё-ёй! А как же тогда объекты строятся? Изначально, когда закладывали и составляли смету? Начинали строить, скажем, в конце прошлого года какой-нибудь объект. А тут тебе, здравствуйте, 16% прибавила какая-то из позиций. Вы же изначально закладываете цены с таким люфтом? [Барабанная дробь, на сцене - ФГИС ЦС!]
— Нет, цены для Республики Татарстан единые для всех объектов независимо от того, географически в каком населённом пункте объект находится и какого социального или не социального значения этот объект. Цены мониторят в нашей организации в ежедневном режиме и в еженедельном режиме информацию мы отправляем как в наше Министерство строительства, так и в Министерство строительства и ЖКХ РФ через Главгосэкспертизу России. Поэтому здесь контроль осуществляется достаточно жёсткий. Эти цены размещаются в ФГИС ЦС и любой может зайти в эту систему, открыть Республику Татарстан любой квартал и посмотреть цены на основные ценообразующие материалы, на остальные материалы, если это будет интересно. Конечно, точно также любой другой регион пользуются этой же ФГИСЦС, чтобы загрузить цены для своего региона, а контроль вот за этими ценами, как говорится, осуществляет Главгосэкспертиза по поручению Минстроя РФ.
— А есть такие стройматериалы, на которые цены чудесным образом упали?
— К сожалению, мы можем просто на пальцах одной руки пересчитать.
— Ну давайте назовём, давайте порадуем!
— Вот, на битум нефтяной снизилась стоимость. Строительство автомобильных дорог без него просто не представляется возможным. Кроме того, мастики кровельные без него тоже не изготавливаются. Т.е. это для общестроительных работ в т.ч. идет. Незначительно у нас снизилась стоимость, ну совсем чуть-чуть, на керамический кирпич на 2%! Сейчас это грубо говоря 19 000 руб. за 1 000 штук.
По пиломатериалам немножко картина другая. Если в прошлом году стоимость составляла 15 300 за кубический метр, т.е. реально можно было купить пиломатериал за эти деньги, то на текущий период времени цена уже 21 600 руб. Т.е. рост составил к прошлому году 40% с лишним. Но хорошая новость, что с начала года стоимость упала на 1%.
— Ой-ё-ёй! Если падает, то почему? Казалось бы, коммерческая стройка тоже на себя забирает. Наверное, эти материалы или у них совсем другие цены, другие поставщики?
— Нет, поставщики те же самые. Ну нет необходимости везти вообще из другого региона, если есть отработанный поставщик, годами проверенный.
Может бесконечно расти стоимость одного и того же материала. Если этот материал ещё и ценообразующим является. Я сейчас вот говорю о цементе. Мы видели очень серьёзный скачок стоимости цемента с 8800 до 12000 руб. в июле прошлого года. Сейчас цена снизилась до 11700 руб. за тонну. Но это цемент, который продаётся в мешках и который чаще всего используют те, кто строит свои дома. Для общественных строек используется цемент навалом, там динамика примерно такая же цена за тонну, только ниже за счёт того, что он не тарированный. Он идёт навалом в вагонах 8500-8600 руб.
— А что бывает, когда происходит скачок [цен]? Мы поняли про реестр, про то, что мониторинг цен происходит, что самые свежие данные постоянно выкладываются, в открытом доступе можно всё увидеть. Ну, а сам контроль то? Вот инструменты, с помощью которых государство не позволяет совсем уж аппетитам разгуляться производителей? В чём он заключаются, есть какой-то перечень рекомендованных цен, например? Какие-то проверки начинаются в случае скачка, как это происходит на практике? Антимонопольщиков надо натравить на них!
— У нас от профильного нашего Министерства строительства и ЖКХ РФ есть письмо, где сказано, что при наблюдении необоснованного роста стоимости на тот или иной строительный материал мы можем вполне дать сигнал об этом поставщике, чтобы его проверили, чтобы пришли проверяющие. Если в течение времени никакой рост стоимости не наблюдался и вдруг резко стоимость выросла, это определенный звоночек.
[Т.е. поставщик, подав цены в ФГИС ЦС, может огрести от проверяющих за их повышение. Вопрос: зачем подставляться и что-то передавать? Правильно, в т.ч. и поэтому ФГИС ЦС не наполняется. Да и самые правильные цены – в Главгосэкспертизе, а не у поставщиков, которые их там даже не видят, а на вопрос – откуда и почему такая цена, им всегда ответят, что нашли дешевле]
Предыдущая новость:
Дополнение №10 к ФСНБ-2022
Следующая новость:
Вебинар: «Новые требования к определению стоимости строительства Программа «ГРАНД-Смета», версия 2024.2»