Увлекательный экскурс в историю реформы ценообразования: от БИМ до РИМ
Александр Павлович Вилков, директор департамента ценообразования Минстроя РФ:
«Не всегда все в минус, бывает и в плюс. Поэтому, один из инструментов, который существует, это еще и мониторинг тех ресурсов, который необходимо делать: более качественно, более точно. Была поставлена задача, подчеркиваю, перейти на ресурсный метод расчета. В 2016 году этому был дан старт, были выделены деньги для ФАУ ФЦСС, чтобы начать так называемую реформу перехода на ресурсный метод. Возглавил и куратором этого перехода был вице-премьер Дмитрий Козак. Чтобы перейти на ресурсный метод, был создан и запущен в сентябре 2017 года ФГИС ЦС. Расчет был на то, что туда ринутся все наши производители, дадут все цены и заживем мы счастливо и красиво. К сожалению, и на сегодняшний момент в этом деле происходит топтание. Сложно заходят в ФГИС ЦС как производители, так и поставщики.
Конец 90-ых годов, когда рождался первый базисно-индексный метод, это цены на 1 января 2000 года. Понятно, что они формировались по ценам, когда это был еще 99 год, когда брали конъюнктурщики и все остальное. Доллар в то время стоил еще менее 8 тыс. Чтобы было понимание для бизнеса: сравнить ту базу с тем фактором, который сегодня у нас существует: открыл эту базу, посмотрел базисные цены 2000 года, умножил на доллар и понял, где мы сегодня находимся по этим ресурсам.
БИМ стартовал от цен 2000 года и мы в XXI веке уже 23 года живем с этими ценами. Понятно, что ЗП у нас улетела в 30 раз, материалы — в 10, механизмы — в 15. Мы прекрасно понимаем, что посчитав каждый ресурс в отдельности, взяв его текущий уровень цен как на механизмы, материалы, мы получаем еще большую точность. РИМ — это более справедливо, а самое главное — прозрачно.
Три года назад, исходя из БИМ, был сделан шаг вперед при расчете уже не общего индекса к базисной цене стройки на СМР, а три индекса, чтобы хотя бы немного эту границу отодвинуть. ЗП, материалы, механизмы — отдельным индексом. Переход на такую систему реальнее оценивает стоимость объекта капстроительства. Увидев стоимость ресурсов, если они действительно не соответствуют тому факту, который существует на рынке, всегда можно понять: входить ли в этот объект, где мягко говоря, напортачили с ценами, либо не входить, увидев, что ценообразующие ресурсы здорово не позволяют рентабельно осуществить стройку.
В 2018 годы мы приняли решение перейти промежуточным этапом, не устраивать революцию, разом переведя все в текущие цены, а эволюционным путем. Если в системе нет текущей цены, что делать? Необходимо брать за основу базу Московской области, которую мы успешно создали в ценах на 1 января 2022 года. Для того, чтобы стартовать по всем 85 субъектам, мы пришли к РИМ. Для перехода в цены субъектов разработали обобщенный индекс для групп ресурсов. Понятно, что он точечный и не говорит о том, что тот же бетон конкретной марки на рынке стоит этих денег. Он говорит лишь только о том, что в рамках этой группы эта усредненная цена такова, какую показывает этот индекс. Тем не менее, он позволяет пересчитать исходя из базы Московской обл. цен на 1.01.22 в цены каждого субъекта.
Прекрасно понимаем задачу: ежеквартально индексы необходимо корректировать, которые исходя из рыночной оценки, претерпевают изменения. Поставлена задача актуализировать и выпускать такие индексы ежеквартально, чтобы цена рассчитанная РИМ, была приближена, подчеркиваю, к ресурсной цене. Особенность РИМ — система позволяет и текущие цены на основе конкретных цен, которые подаются в ФГИС ЦС. Если такие цены присутствуют, то они публикуются в текущем уровне цен. Потому и задача при расчете: взять вначале текущий уровень цен, а на недостающие ресурсы , которые отсутствуют в ФГИС ЦС, применяется те индексы, которые привязаны к субъекту в текущей дате, на которую он опубликован».
Судя по бюллетеню «Строительство и ЖКХ в 2020-2022 годах», опубликованному на сайте Минстроя, страна уже прошла 3-летний поэтапный переход к применению РИМ (2019-2022). Про разморозку развития «неполноценного»; БИМ, базу 2020, применение 3-х расчетных индексов по статьям затрат вообще почему-то забыли.
Правда, как ни крути, но в 2023 году все должны быть все-таки в РИМ.
Но есть вопрос: если только реализация срочных(!) мер перехода к ресурсному методу и заморозки БИМ заняла целых 2 года, то сколько же тогда реально займет этот поэтапный переход без шума и пыли по мере готовности и увеличения наполняемости ФГИС ЦС данными о фактической стоимости строительных ресурсов? За I кв. 2023 перешли 7 регионов, во II кв. — планируется 15. Все остальные ломанутся после окончания летних каникул?
Предыдущая новость:
О мониторинге цен строительных ресурсов в регионе
Следующая новость:
Сплит-форма индексов по группам строительных ресурсов