ТИМ - наше все

ТИМ - наше все

ТИМ - наше все

Наша панацея, лекарство от всех бед. Стройки станут прозрачными, качество проектов и смет - взлетит до небес, жулики от мала до велика перестанут быть жуликами, или просто уйдут, а их место займут порядочные строители, которых до этого на госзаказе почему-то не было.

Но где взять деньги на ТИМ? Давайте для начала хотя бы разберемся, а так ли много денег на стройке, как все кричат из каждого утюга? У нас же многие почему-то уверены, что чуть ли не каждый подрядчик на госзаказе просто ворует себе на очередной прадик.

Цифровизаторы хотят сделать стройку и ценообразование прозрачными — как будто до этого там было что-то покрытое мраком, где заложена мифическая сверхмаржа строителей. Откуда эта сверхмаржа будет, если у нас ни разу не рыночное определение цены, в отличие от поставок материалов, или той же IT- сферы? Просто посчитайте расчетную стоимость человека-часа рабочего среднего разряда, или расчётную среднемесячную зарплату на ФЕРах. И вам не захочется отправлять учиться ребёнка на строителя. Да, ещё лет сто, наверное, многие будут говорить, мол, строители сами виноваты, выплачивая зарплату в конвертах и потому у них такая расчётная зарплата в сметах, какая есть. Но почему они вместе с этим не хотят признать, что эта зарплата несправедлива и должна быть выше, а с ней — и стоимость строительства? Эту мысль у себя в голове почему-то не допускают, потому как это вступит в конфликт с убеждением, что «там все гребут деньги лопатой и квартиры вон какие дорогие».

Почему у нас плохое качество проектирования на госзаказе? Неужели там тоже гребут деньги лопатой даже с демпингом на конкурсе раза в 2-3? При этом средний размер средств к стоимости строительства (помним, что зарплата рабочих там занижена раза в два, а с ней — и накладные расходы, занимающиеся примерно столько же) по проектированию составляет 1-2%. Много это, или мало? Смотря с чем сравнивать. Так давайте же просто сравним.

Зарубежом размер средств на проектирование от стоимости строительства (с рыночным определением цены) составляет от 2 до 15%. Да, скорее всего на конкурсе они падают условно с 15% до 5-8%. Но это цифры без BIMa!!! Дайте нашим такой размер, даже с учетом заниженной цены строительства, и проектировщики сотворят чудеса. Причём, наверняка, и без всякого ТИМа.

Абсолютно то же самое можно сказать о техзаказчике и строительном контроле заказчика. Заграницей закладывают примерно такой же размер затрат на обоих, как на проектировщика. У нас же, только сейчас появился приказ 297/пр с методикой, без процентов. А на стройконтроль заказчика — жалкие 1-2%. Причем, изначально в проекте методики на техзаказчика размер средств был. Не трудно догадаться какой. Тупо взяли 1-2% на стройконтроль заказчика из ПП №468, и поделили между обоими - 0,7 от этой доли оставили на стройконтроль, а 0,3 - техзаказчику. Нет, ну а что? Экономика должна быть экономной! Потом додумались, что это будет совсем перегиб и убрали с приказа %, оставив методику, по которой ещё лет 10 мы не увидим в своднике этих затрат. Долю стройконтроля не стали трогать - и на том спасибо!

Пока что все наши новации сводятся ко всем известной поговорке: хочешь сделать людям хорошо - сделай сначала хуже, а потом как было... В итоге, мы экономим на всем: на проектировании, на строителях, на техзаказчике, на стройконтроле заказчика, а потом ещё хотим чтоб у нас не воровали и не брали взятки?

То, что у нас вообще что-то строится на госзаказе, кроме дорог и мостов - уже чудо. Резервы непредвиденных у нас, кстати, тоже 2-3% против тех, что «там»: 15-25%.

На фоне всего этого все почему-то решили не добавить средств строителям, а выделить их it-шникам, за счёт подрядчика и проектировщика! IT-шникам, у которых, на минуточку, ценообразование такое, что строители покажутся просто школьниками, курящими в сторонке! Уж сколько бюджетов попилено на всяких ПО, не то, чтобы вспоминать, даже посчитать никто не осмеливается.

Ладно, мы не хотим признавать проектирование и строительство с ТИМ экспериментальными, и соответственно, увеличить средства проектировщиков и резервы непредвиденных. Хотя могли бы.

И теперь, мы все - участники регаты и бесплатные тестировщики.

Мы не просто хотим не давать, мы же ещё хотим дешевле от того, что заложили - сэкономить. Забрать. На госэкспертизе 4-6%, потом на закупках 4-6%. Потом порезать расценки под факт затрат, исключив какие-нибудь краны при твёрдой то цене. При том, что цены уже зажаты предельной стоимостью строительства, рассчитанной по объекту-аналогу, на котором затрат на ТИМ не было, но была заниженная зарплата рабочих. А ещё куча неучтенных работ, которые подрядчик сделал тупо бесплатно из-за не качественного проекта и смет.

Так где же деньги, Лебовски?! - там же, в сэкономленных средствах на проектировании, на госэкспертизе и на закупках.

Отдайте проектирование единственному поставщику при условии работы с ТИМ, потом отдайте другому такому же строить с ТИМом. Только без снижения цены. Это и будет реальный стимул перехода на ТИМ, а не вот это все. Пока что назначение единственного поставщика больше похоже на инструмент протаскивания своих, готовых платить откат, и не более.

Установите для начала минимум ТИМа: 3D-модель и СОД для объектов, начиная с 1-2 млрд. рублей. С чего-то же надо начинать, но точно не на всех капремонтах, реконструкциях и мелких стройках. Дайте точку отсчёта, а дальше уже видно будет: подкрутите, подправите. Реально, размечтались так, что даже заграницей обзавидовались. Как бы пупок не надорвать.

А вот с техзаказчиком и стройконтролем заказчика без увеличения средств просто никак. Ну невозможно на эти жалкие крохи ничего сделать, кроме как что-то не подписывать подрядчику и ждать, что он предложит это как-то порешать. Почему оплата фактических затрат у нас воспринимается смерти подобно? - да потому, что все хотят дешевле низкого. Поэтому безвозмездные контракты - наше все! На корректировку, на обследование, на экспертизу, на все, что должны делать квалифицированные специалисты! А потом все жалуются, что у нас уровень всего упал и везде — одни жулики. Конечно, когда бесценный специалист становится бесплатным в масштабах страны...

Страны, с самыми большими запасами ресурсов, где почему-то гордятся тем, что сэкономили бюджету 5-15% на строительство детсада, который потом стоит много лет недостроем. Стыдно. Откуда у нас в строительстве при таком недофинансировании всего и вся будут эффективные менеджерские решения? Там, если ты выжил за счёт кого-то или чего-то — это уже победа и эффективность.

Жалко 3-4% от стоимости стройки на цифру?!
- извините, у меня 3-4% - это зарплата всего административно-хозяйственного персонала, начиная от мастера и ПТОшника на линии и заканчивая уборщицей и директором в офисе! И это при заниженной расчётной зарплате рабочих в два раза, от которой считается зарплата всем остальным. И вы предлагаете мне выбор, увеличить зарплату им, наняв более квалифицированных работников, нанять наконец больше ПТОшников, которых, к слову, на рынке вообще нет, или отдать всю эту сумму IT-шникам?

3-4% к стоимости строительства - это вдвое больше, чем сейчас платят за проектирование и за строительный контроль заказчика. Эти деньги могли бы хоть как-то перекрыть потребности техзаказчика, либо увеличить размер непредвиденных. Решать, конечно, регулятору на что тратить эти, казалось бы, жалкие 3-4%. Но пока что, все это больше похоже на разговоры в пользу бедных, чем на реальное решение проблем строителей.

У нас привыкли сравнивать какие-то наши расценки и трудозатраты в них с зарубежными, удивляясь разнице в 30-50%. А тут, на ключевых затратах — пропасть в 3-10 раз почему-то воспринимается как нечто не существенное и не заслуживающее внимания. Как будто от этого ничего не зависит...

Источник: TG-канал «Просто о сметах»

ТИМ - наше все