ТИМ и сметы – движение вверх

ТИМ и сметы – движение вверх

ТИМ и сметы – движение вверх

Эта статья-интервью написана Максимом Горинским, директором компании «Галактика ИТ», президентом Ассоциации развития смет и ТИМ (АРСИТИМ), вице-президентом Союза инженеров-сметчиков по региональному развитию, главным редактором Telegram-канала «Просто о сметах». Автор отвечает на наиболее актуальные вопросы, интересующие экспертов в области смет и ТИМ.

В статье рассматриваются проблемы интеграции внедряемых технологий информационного моделирования (ТИМ) с существующими методами проектирования на примере сметного ПО. Для наиболее полного раскрытия проблематики по отдельным аспектам статья написана в форме интервью «вопрос – ответ».

Внедрение технологий информационного моделирования (ТИМ) в строительстве активно обсуждается как в СМИ, так и в профессиональных кругах? Как обстоят дела с учетом затрат за применение ТИМ?

ИМ безусловно может использоваться для работы специализированных программных средств по разработке сметной документации при формировании ИМ на разных этапах ее жизненного цикла (ЖЦ). Содержащиеся в ИМ данные(рисунок 1) – конструктивные элементы, их размеры, расположение, материалы и т.д. – необходимы для работы сметчиков.

Рис. 1. Проекты содержат информацию, которую можно эффективно использовать для составления смет

В недавно принятых изменениях к главному сметному документу – «Методике определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации», утвержденному приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации №421 от 4 августа 2020 г. с изменениями согласно приказу Минстроя РФ № 55 от 30 января 2024 г., добавлены пункты, указывающие порядок определения затрат, связанных с применением ТИМ в процессе строительства.

Это большой прогресс, даже несмотря на то, что сама методика, конечно же, требует доработки. В главе 9 сводного сметного расчета стоимости строительства (ССРСС) учитываются затраты на формирование и ведение ИМ ОКС при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, включающей процесс обработки информации – пп.207-214. Мы рассматриваем это дополнение к приказу № 421 как попытку материально стимулировать применение ТИМ. Уже несколько лет на различных конференциях, форумах и круглых столах нам рассказывают, какие у нас крутые ТИМ, а когда в той же Главгосэкспертизе просят участников рынка поделиться результатами и узнать, что с ИМ происходит на стройке, конкретика и ответы… уходят в песок и на выходе у нас действительно «Веселые карТИМки»(рисунок 2)без денег. И ведь все понимают необходимость и заинтересованы в методиках расчета затрат на ТИМ, только вот данных для этого расчета и обратной связи от участников процесса почему-то почти нет. А значит и дорабатывать методику учета затрат вроде как и нечем – выборка данных по тем же трудозатратам крайне незначительна. Поэтому и имеем такой документ. Сделали первую методику, а потом планируется ее корректировать по мере появления статистики. Это если говорить про этап строительства.

Рис. 2. Для чего государству внедрение ТИМ

Есть и этап проектирования, где ситуация примерно такая же. «Методика определения стоимости работ по подготовке проектной документации, содержащей материалы в форме информационной модели», утвержденная приказом Минстроя России № 854 от 24.12.2020 г., также требует доработки в части коэффициентов. Там тоже недостаточно статистики, но ее и не будет, пока люди не начнут ее нарабатывать, а чтобы начать работу, нужен тот самый нормальный коэффициент, который получается из статистики, или определение по методу фактических трудозатрат. А его нет! В том же Узбекистане за использование ТИМ повышающий коэффициент составляет 2.0 против наших 1,15 в среднем! И это при том, что в Узбекистане проблемы с сейсмической опасностью очень важны. Так, например, при проектировании объектов с уровнем сейсмоопасности в 9 баллов у них коэффициент 1,2, то есть сколько внимания там уделяется внедрению и стимулированию перехода на новые информационные технологии (рисунок 3)!

Рис. 3. Стимулирование перехода на применение ТИМ

Кстати, метод фактических трудозатрат, предусмотренный Приказом Минстроя России № 707 от 01.10.2021 г., оказывается, существенно точнее. Поэтому необходимо проанализировать фактические данные и разработать новую методику – по аналогии с 707/пр для соответствующих специалистов, определив перечень и состав работ, а также предусмотрев в их составе метод фактического расчета трудозатрат на формирование и ведение ИМ ОКС на протяжении всего жизненного цикла ИМ и самого ОКС (включая строительный контроль с помощью ТИМ). Но для этого опять же необходимы статистика применения, данные, которые запросит Главгосэкспертиза, но почему-то ими никто не хочет делиться. Или их просто нет?

Можно ли говорить о том, что «Веселые карТИМки» заканчиваются, и теперь будет лучшая связь ИМ со сметами, составленными с применением ТИМ?

ТИМ – это благо для проектирования и стройки, но вопросов по деньгам относительно ТИМ еще очень много. Очевидно, что с использованием информационного моделирования проектирование станет дороже, иначе бы не вводили повышающие коэффициенты, а сделали бы понижающие. Мы добиваемся максимальной степени автоматизации, в том числе и в расчетах сметной стоимости строительства, и только потом определяем затраты на это. ТИМ должны сократить трудозатраты и повысить выработку тех, кто ими пользуется, – но и стоить эти спецы должны больше (как раньше были более высокие зарплаты у тех, кто компьютерно грамотен). «Благие намерения» с повышающими коэффициентами рискуют вымостить дорогу в ад для муниципального заказчика. Качественных критериев приемки модели не существует (в каких регионах принят стандарт по ТИМ?). Да и зачем платить подрядчику за сервис, который помогает ему экономить? Минстрой пока никак не обозначил правила сборки и критерии качества информационной модели: у нас нет федерального стандарта. А если стандарт по ТИМ– вопрос региональный, то почему затраты на его соблюдение надо принимать на федеральном уровне? Методического документа по разработке смет на основе ИМ с учетом новых возможностей (расчет сметной стоимости поИМ) с перечнем, что делать, как и кому тоже нет; все это – как в сказке про Буратино. Поэтому пока на местах могут просто запретить включать затраты на информационное моделирование в сводный сметный расчет стоимости строительства (а такая возможность ведь только-только появилась), долгожданная замена, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации № 614 от 17.05.2024 г.): модели все равно никто делать не умеет, и строчка в смете эту ситуацию не исправит,то есть, по сути, эти повышающие коэффициенты чреваты сегодня проблемами с проверяющими органами.К тому же, если формировать ИМ «как надо» для стройки и эксплуатации, а не для того «чтобы было», этих денег очевидно не хватит. Нужно добиваться эффекта от ведения ИМ после проектирования – на стройке и при эксплуатации, тогда вложенные в ИМ средства принесут прибыль!

Рис. 4. Отсутствие методик, стандартов и адаптации сметно-нормативной базы – главные препятствия для перехода к применению ТИМ в госсекторе

И в госсекторе ТИМ, очевидно, пока никак не летят. Поблажек и льгот от их внедрения пока тоже нет. Но если у нас все директивно, то где же эти «методики» (рисунок 4)? Даже повторять и делать пошагово – непонятно что и зачем, а главное –как? Нам говорят: «Хотите работать с бюджетом, делайте в ТИМ, не хотите – не работайте». Мол, рынок порешает. Ага, только какой здесь рынок и зачем тогда там обязательность ТИМ? Если на ТИМ деньги все равно не закладывают, а по цене отторгуют самого дешевого подрядчика и еще подрежут потом коэффициентом договорной цены под имеющийся бюджет – какой в этом смысл? Опять упираемся в коммерческую и бюджетную ТИМ по аналогии с ценообразованием. По-хорошему, надо описать этап строительства с ТИМ: что и как делается, состав работ, затрат с учетом имеющегося опыта,а потом уже и оценивать,а не наоборот. Если нет четких требований, то их никак и не оценишь.И в основе все равно будет трудоемкость, как не крути. У нас же опять перекладывают эту проблему и все другие проблемы на... регионы. Если у нас все «решает рынок», тогда информационное моделирование должно быть «по желанию» разделено, по аналогии с ценообразованием, на государственное и коммерческое. Или все это будет решать уже искусственный интеллект?

Принеси сейчас ИМ строителям. Что они будут с ней делать? Кто будет делать? Как именно им надо ее вести?Должен же быть вынос на стройку. ИМ должна проходить через экспертизу на этапе строительства. Уже на этапе строительно-монтажных работ (СМР) не определены цели использования ИМ. Как на стройке используются ИМ, никто толком не представляет. После того, как она пройдет экспертизу, как дальше ей будут пользоваться? Как ее передавать эксплуатирующим организациям?До следующих этапов ЖЦ ОКС вообще когда дойдут? А работа экспертизы с ТИМ и сметами? Мы почему-то забываем, что у экспертизы сейчас ИМ идут отдельно от смет. Все проходят проверку достоверности, есть форматы, есть сбор и загрузка данных. Но сметы (хорошо, если в XML) – отдельно, а ИМ – отдельно.Глядя на пресс-релизы о прохождении очередной экспертизы ИМ, почему-то никто не задается этим вопросом. Более того, у каждой экспертизы свои требования к информационному наполнению (составу информации) и ведению ИМ, подготовке ТЗ, составлению и представлению ПСД на госэкспертизу с использованием ТИМ. Федеральных требований в этих вопросах в стране нет! Парадоксально, правда? Все почему-то ждут экспертизу, а чего ждет экспертиза – непонятно. Может быть потому, что там оценили трудозатраты экспертов для работы сИМ, которые очевидно тоже кратно вырастут и объем работы?Ведь порой доходит до смешного: заказчики заложили мероприятия в проекте по ТИМ на стройке. В экспертизе посмотрели на это и… не знали, что с этими затратами делать. В итоге взяли и обоснование не приняли: «Ведь ТИМ же сокращает затраты?!»

А типовая проектная документация, использование которой в 2024 году должно стать обязательной? Вот эти реестры Минстроя, «Витрины проектов» Главгосэкспертизы, разве не в ТИМ это должно быть в связке со сметной документацией, чтобы экономить бюджетные средства? А укрупненные нормативы цены строительства (НЦС), предназначенные для определения потребности в денежных средствах для планирования (обоснования) инвестиций (капитальных вложений) в объекты капитального строительства – они ведь тоже никак не учитывают ТИМ?

Вот над решением этих задач мы и работаем сейчас с Минстроем РФ,в том числе по итогам пилотного проекта, который дал нам массу полезной информации.

Подробнее о пилотном проекте и его результатах.

По инициативе заместителя министра строительства и ЖКХ Константина Михайлика совместно с командой Министерства строительства Свердловской области (под руководством замминистра Антона Шафаростова), Центром компетенций Департамента строительства Москвы и разработчиками отечественного сметного ПО мы реализовали пилотный проект получения смет из информационной модели. Были выбраны три бюджетных объекта (как прошедшие экспертизу, так и нет), разные разделы, сметы составлены и стандартным способом, и с использованием ИМ, определены четыре программных продукта: BIM-смета АВС, 5D Смета, 1С:Смета, BIM-Wizard, а также подрядчики. При непосредственном участии Центра цифровой трансформации строительной отрасли Свердловской области (начальник ТИМ-отдела Алексей Андрейченко, специалист ТИМ-отдела Анастасия Гусева и их коллег) была проведена плотная, непростая и достаточно трудоемкая работа в тесном взаимодействии с подрядчиками и разработчиками сметного ПО, а также представителями подрядчиков, их проектировщиками и сметчиками. Еще раз отмечу, что целью пилотного проекта было не соревнование, какое сметное ПОс точки зрения ТИМ лучше! Необходимо было определить и сформулировать требования к моделированию и атрибутивной проработке ИМ, которые позволят получать верные объемы, и провести осмечивание объекта в любом сметном ПОв области ТИМ. А также доказать на практике применимость, полезность и необходимость технологии здесь и сейчас. Заодно развеять страхи о сложности освоения информационного моделирования, доработать ПО после практической апробации пользователями (что оказалось крайне полезным опытом для каждого из разработчиков). Это позволило не только ответить на многие вопросы, сблизив позиции разработчиков сметного ПО и непосредственных пользователей, но и выдать очень проработанные «Требования к подготовке проектной документации, содержащей материалы в форме информационной модели площадных объектов, финансирование которых осуществляется с привлечением бюджета»,то есть поставленной цели – уточнения стандарта ТИМ в регионе –мы достигли в полном объеме: приказом Минстроя Свердловской области № 200-П от 27.04.2024 г. утвержден «ТИМ-стандарт» 2.0 (рисунок 5).

Рис. 5. Требования к подготовке проектной документации, содержащей материалы в форме информационной модели площадных объектов, финансирование которых осуществляется с привлечением бюджета, адаптированные в том числе и для сметного раздела

Совместно с коллегами мы также выдвинули предложения по последовательной адаптации необходимой базы под технологию информационного моделирования сметного расчета:

· централизация имеющихся методических документов по формированию требований к ИМ для смет;

· постепенная адаптация федеральной сметно-нормативной базы под параметры ИМ;

· популяризация курсов обучения специалистов сметчиков новым подходам к формированию смет

Неравнодушным регионам страны пора просыпаться и активно включаться в реализацию аналогичных пилотных проектов по переходу на связку ТИМ-сметы. Пока на это еще есть время. Мне кажется, у нас появился хороший синергетический эффект: нам всем было интересно пройти этот путь и на выходе получить не только те вопросы, о которых я упомянул, но и некоторые ответы на них.Теперь хотелось бы, чтобы это не осталось на уровне неравнодушных и мотивированных коллег из региона, а нашло применение на федеральном уровне. Здесь подходит выражение «больше дела, меньше слов». Все это, конечно же, повторюсь, невозможно без адаптации ФСНБ-2022, методической составляющей наполнения и работы сИМ и внимания регулятора.

Содержится ли в ИМ вся необходимая для сметчиков информация? Если нет, не приведет ли добавление этой информации к существенному усложнению (и удорожанию) строительства с применением ТИМ?

ИМ, а именно полученные на их основе ведомости объемов работ, спецификации и другие документы, и сейчас являются исходной информацией для сметчиков. Каких-то радикальных усложнений работа сметчика не потребует. Речь идет скорее об упорядочении представления информации. Для наведения порядка необходимы утвержденные требования к информационному наполнению проектов. Пока такие требования разрабатываются лишь в некоторых регионах, но здесь очевидно необходимо принятие решений на федеральном уровне.

Существует несколько отечественных программ, позволяющих эффективно использовать информацию на основе ТИМ при составлении смет. Что это за ПО и каковы преимущества его использования для сметчика?

В ходе реализации пилотного проекта (рисунок 6) использовались BIM-смета (НПП «АВС-Н»), BIM WIZARD (Визардсофт.РУ), Гектор: 5D Смета (НПФ «Гектор), 1С:Смета (Эрикос-ЦСП). Из их преимуществ следует отметить:

· возможность визуализации осмечиваемых элементов;

· средства автоматизации назначения сметных норм, основанные на использовании информации из ИМ;

· средства контроля изменений в ИМ;

· автоматизация работы с типовыми ИМ;

· возможность передачи информации в любую сметную программу;

· возможность передачи в ИМ результатов расчета сметной стоимости, детализация сметной стоимости до элементов ИМ;

возможность сохранения связи между сметой и ИМ (при поддержке со стороны сметной программы).

Рис. 6. Пилотный проект по формированию смет из ЦИМ

Современные САПР для работы с ТИМ имеют средства для разработки сметной документации?

Системы проектирования и сметное ПО – два отдельных направления. Объединять их нет никакого смысла. У разработчиков САПР нет ни необходимой компетенции, ни спроса со стороны рынка на разработку средств расчета стоимости в составе САПР. Однако большинство САПР предоставляет возможность разработки и подключения надстроек, позволяющих расширять функциональность системы. Подобные надстройки могут использоваться, в частности, в целях разработки сметной документации, обеспечивая интеграцию САПР и сметных расчетов. Именно поэтому, Ассоциация развития смет и ТИМ (АРСИТИМ) ставит одной из своих задач объединение усилий не только разработчиков сметного ПО, но и компаний, который занимаются САПР, с большинством из которых у нас давние дружеские взаимоотношения, чтобы наладить бесшовную передачу данных из САПР в соответствующее сметное ПО: то самое удобство работы для всех участников процесса, то есть сделать максимально бесшовным управление данными при использовании ТИМ-смет.

Существует ли конкуренция среди сметного ПО, которое использует ТИМ, и что могут предложить разработчики?

Да, такая конкуренция существует, есть несколько альтернативных подходов к разработке смет. Безусловно, сегодня количество пользователей этого ПО несравнимо меньше количества пользователей сметных программ, но, тем не менее, рынок такого ПО сформировался, пользователям есть из чего выбирать. Важно, что многие программы, представленные на этом рынке, готовят на основании ИМ не саму смету, а исходные данные для расчета сметы, которые передаются на расчет в «классическую» сметную программу. Это позволяет пользователю использовать преимущества ИМ без перехода на другую сметную программу и сохранить архив сметной документации, не переучивая сметчиков.

Какую степень автоматизации обеспечивает это ПО? Сметчикам не пора искать другую работу?

Это ПО помогает сметчикам, автоматизируя рутинную работу с типовыми проектами (ИМ), исключает ручные операции, сокращает количество случайных ошибок, упрощает корректировку сметы при изменениях проекта и т.д., но не заменяет сметчиков. Когда-то сметы считались вручную, потом появились сметные программы, упростившие работу сметчиков. ПОдля работы с ИМ – следующий шаг на этом пути, но вопрос о замене сметчиков компьютерами, в том числе искусственным интеллектом, в обозримом будущем на повестке дня не стоит. В любом случае правила ценообразования и технологию работ будет надо знать, как и методики, и сметно-нормативную базу. Безусловно, легче научить опытного сметчика работать с соответствующим софтом, чем научить условного ТИМ-менеджера составлять сметы. Хороший сметчик должен обладать еще и некоторыми навыками ТИМ-координатора. ТИМ – это, по сути, цифровой язык для обмена проектной информацией между разными службами. Этот язык эволюционирует и развивается. Хорошие специалисты спокойно научатся новым навыкам в своей профессии. Это нормально.Новых людей в сметном деле тоже можно научить, но у них за плечами должен все равно быть какой-то опыт работы.Мы за баланс и как раз для этого прямо сейчас разрабатываем новый бесплатный курс для ТИМ-сметчика.

Рис. 7. Итоги III Международного строительного чемпионата в 2023 году в Санкт-Петербурге: роль сметчика бесценна

Какие новые профессии и компетенции будут востребованы в сметном деле в будущем? Как это повлияет на систему подготовки кадров для строительной отрасли?

Профессия сметчика остается(рисунок 7). XML или какой-то другой формат на нее не повлияет. Но работа сметчика должна стать легче и интереснее. Параллельно идут другие, очень интересные процессы, которые будут влиять на профессию. Уверен, что в дальнейшем это будет, безусловно, ТИМ-сметчик – человек, который умеет грамотно взаимодействовать сИМ, извлекать из нее данные, считать сметы. Сметчик станет еще больше инженером и еще больше айтишником. Да, пока некоторые обычные сметчики до сих пор недоумевают, зачем надо составлять сметы по ИМ. Но показав им и обучив их, они уже не вернутся назад:«Сметчик, научившийся использовать BIM, уже не хочет работать по-другому» (с). Им бы для дальнейшего роста еще только побольше интересных проектов, соответствующих новому витку развития технологии.

Ведомость объемов работ по-прежнему остается необходимым для составления смет документом? ПО для составления смет с помощью ТИМ – это средство для составления ведомости объемов работ?

В соответствии с действующими нормативными документами Минстроя (а мы ведь ведем речь в первую очередь о бюджетном строительстве) ведомость объемов работ (ВОР) (рисунок 8) является обязательным документом. В частности, ведомость необходима при передаче сметной документации на государственную экспертизу. Существует ПО, позволяющее составлять ведомости объемов работ на основании ИМ. Другой вид ПО технологически не нуждается в создании ведомости объемов работ, так как работает непосредственно с ИМ. Для такого ПО ведомость объемов работ – вспомогательный документ. Главгосэкспертиза сейчас работает над машиночитаемой ведомостью, создает соответствующую схему XML ВОР. Возможно, сметные программы смогут использовать такую схему в качестве исходной информации, однако здесь все зависит от наличия в такой ведомости нужной сметчикам информации. Главгосэкспертизе XML-ВОР нужна для проверки смет при проверке сметных расчетов (КПСР), но не для составления смет. Насколько такая ведомость будет полезна профессиональному сообществу при составлении смет будет зависеть от конкретных решений. В ближайшее время мы не ожидаем каких-то особенных прорывов в этом направлении. Думаю, эта схема будет достаточно номинальной, без «революции» и без сильной детализации. Но если это подтолкнет САПР к работе с разработчиками сметного ПО над ВОР, а специалистов – к использованию ТИМ-смет в составе соответствующего сметного ПО, вместо создания ВОР в сметной программе, будет уже здорово.

У нас сложности и понятиями самого ВОР, который вроде как обязателен при сдаче проекта на экспертизу. Но концептуально там огромный пробел с обязанностями составления и даже формой представления ВОР(уже не говоря про формат!): нигде не регламентировано, как он должен создаваться и по каким правилам. Про это давно все говорят и пишут. ВОР должен был попасть в 421-ую методику – «Библию сметчика», но так и не попал.

У нас проблема с формулировками определений и статусе ИМ/ЦИМ, на которых сломано уже столько копий в чатах, а с 1 июля этого года применение информационного моделирования станет обязательным для долевого строительства по ФЗ №214. У нас по аналогии с реформой ценообразования (том самом пресловутом походе в РИМ – ресурсно-индексный метод расчета) нет ни стимулов, ни наказаний за неиспользование ИМ. И действительно огромный пробел в госсекторе с мотивационной составляющей помимо обязательности применения.

Рис. 8. Возможные варианты создания ведомости объемов работ (ВОР). XML-формат ВОР

Также очевидно, что разрабатывать функционал подготовки ВОР каждому вендоруСАПР отдельно, без «оглядки» и понимания специфики деятельности инженеров-сметчиков, в перспективе может создать прежние проблемы и для проектировщиков. Ни проектировщик, ни разработчик САПР без сметчика детализировать все не может. Можно собрать объем всех бетонных стенок, но сметчику надо отдельно стенки толщиной до 200 и более 200. И это знает только сметчик, не проектировщик. Делать из проектировщика сметчика и заставлять его работать с нормативной базой в САПР – дело крайне сомнительное. Значит, для получения ВОР с нужной детализацией из САПР нужны какие-то правила, определяющие необходимые параметры, интервалы их разбивки, перечень самих параметров. Такие правила вводят в проектных институтах для конкретных видов работ. Именно поэтому существует множество форм ВОР. Кроме того, сама база обновляется, то есть эти правила надо актуализировать. Это технология для коммерческих проектов – записать все правила и получить результат нажатием одной кнопки. Оно не работает в общем случае, особенно в бюджете. Плюс непонимание самой сути ВОР из САПР – разница в степени детализации.

Что требуется от САПР для разработки смет?

В ходе разработки ПО для составления смет с использованием ТИМ, конечно, возникают вопросы по поводу функционала САПР. В частности, некоторые вопросы связаны со стабильностью кодов элементов, выгружаемых в формат IFC, для передачи смет на экспертизу. В конце 2023 года была создана Ассоциация развития цифровых решений в сфере стоимостного инжиниринга, ценообразования и технологий информационного моделирования (АРСИТИМ), одной из задач которой является координация деятельности разработчиков ПО, связанного с использованием ТИМ при составлении сметной документации. Сейчас в Ассоциацию входят компании – разработчики ПОдля составления смет с использованием ТИМ, а также разработчики сметных программ. Считаю, что участие разработчиков САПР в работе Ассоциации было бы полезным, и мы направили им соответствующие приглашения. Ассоциация готова к сотрудничеству с разработчиками отечественных систем информационного моделирования, заинтересованными в решении указанных задач (в том числе по интеграции сметных расчетов с проектами, выполненными с использованием ТИМ), а также иных задач по развитию информационных технологий в строительной отрасли.

Как строится взаимодействие ПО ТИМ-сметчиков для работы с САПР?

Разрабатываются надстройки (плагины), позволяющие в САПР привязывать к элементам проекта сметные нормы или выгружать из ИМ нужную информацию, выполнять другие необходимые действия в зависимости от функций ПО для работы с ИМ. Некоторые программы позволяют осмечивать проекты в формате IFC, что существенно расширяет набор САПР, с которыми может работать сметчик.

Насколько применимы существующие программы сметного расчета в разработке сметной документации для формирования информационной модели (ИМ)?

Что требуется для работы с ИМ от сметных программ? Они готовы к такой работе?

На сегодня многие широко распространенные сметные программы (рисунок 9) не готовы к взаимодействию с ИМ. ПО для работы с ТИМ может передавать информацию в такие программы, однако, многие преимущества работы с ИМ для пользователей таких программ остаются недоступными.Но некоторые разработчики сметных программ ведут или планируют разработки по интеграции сИМ, так что есть надежда на улучшение ситуации.

Рис. 9. Для разработки смет на основании цифровых моделей требуется специальное ПО, учитывающее как особенности моделей из разных систем проектирования, так и особенности нормативной базы

Как строится взаимодействие САПР со сметными программами?

Здесь есть варианты. Как правило, разработчики ПО для формирования ИМ являются одновременно и разработчиками сметных программ. Разумеется, между продуктами одного и того же разработчика интерфейсы налажены, соответствующая сметная программа может напрямую получать данные из ПО работы с ИМ конкретного разработчика. Если говорить о других сметных программах, то обмен информацией с ними производится через известные форматы обмена сметами (АРПС, некоторые схемы XML).Это работает, однако, такие форматы не передают информацию о связях сметы с элементами проекта, что не позволяет таким сметным программам использовать преимущества интерфейса с ИМ. АРСИТИМ разработан формат TIMML (рисунок 10),специально предназначенный для передачи информации из ПО, которое работает на основе ТИМ, в сметные программы и позволяющий сохранить связь сметы с проектом.Этот формат позволяет любым сметным программам реализовать взаимодействие сразу с несколькими ведущими программами, работающими с ИМ. TIMML похож на известный разработчикам сметных программ формат XML, предназначенный для передачи смет на экспертизу, поэтому его реализация не требует чрезмерных трудозатрат.

Рис. 10. Первый открытый бесплатный формат TIMML, предназначенный для обмена информацией между ПО для составления ТИМ-смет и классическим сметным ПО, САПР, календарного планирования и управления проектами

Отличие TIMML – ориентированность на передачу именно исходной информации из ИМ в сметные программы. Цель этого формата – дать доступ сметным программам к ИМ. Без этого сметы с IFC никогда не подружатся, не будет сметной информации, которую можно записать в IFC. Формат свободный, спецификации и примеры опубликованы на сайте АРСИТИМ. Некоторые разработчики сметных программ уже реализовали поддержку этого формата, некоторые анонсировали аналогичные разработки. Надеюсь, что присоединятся и другие. Тем более, что мы намерены его активно дорабатывать на основании уже полученных откликов и пожеланий заинтересованных пользователей и компаний-разработчиков, чтобы обеспечить ту самую связку смет и ТИМ. К слову, наш формат TIMML как раз и является основой для передачи ВОР в сметное ПО. И он, как говорится, как раз «в тему». Существует и алгоритм актуализации сметы при изменениях ВОР и он основан на информации, которая есть в TIMML.

Какие преимущества дает использование нового формата TIMML сравнительно с другими известными форматами?

На сегодня это единственный формат, разработанный специально для передачи информации из ПО,работающего на основе ТИМ, в сметные программы. Он позволяет сметной программе сохранить связь сметы сИМ. У нас сметы и информационная модель до сих пор живут своей отдельной жизнью(и хорошо, если сметы в XML, а не в PDF!). Теперь же нельзя сказать, что какое-то ПО не сможет поддерживать связь сметы с моделью, если регулятор решит заменить «0» на «1», сделав обязательным блок связи смет с проектом в XML-схемах (рисунок 11) локальных сметных расчетов при сдаче в экспертизу! Не дожидаясь решения этого вопроса со стороны регулятора, мы его решили собственными силами: для связи сметы с российскими программными продуктами, работающими с информационными моделями, АРСИТИМ выпустила первый открытый формат TIMML.

Рис. 11. Обязательность BIM Data в XML-схеме ЛСР – необходимое требование для связи ЦИМ со сметой

Возможна ли при применении ТИМ-смет реализация каких-то дополнительных функций сметных программ, недоступных в традиционной технологии?

Да, сохранение связи с проектом позволяет решать целый ряд дополнительных задач(рисунок 12). Простейшая из них – вывод информации о связи сметы с проектом в файл XML при передаче сметы на экспертизу. Кроме этого, возможна существенная помощь сметчику в актуализации сметы при изменениях в проекте, разбивка сметной стоимости по элементам проекта с возвратом этой информации в проект или загрузкой в различные корпоративные системы управления, визуализация элементов проекта, соответствующих определенной строке сметы, и строк сметы, соответствующих определенному элементу проекта, автоматизация составления актов выполненных работ при условии отметки на объекте готовых конструкций в проекте и т.д. Уверен, что связь с проектом может быть очень полезна пользователям сметных программ.

Рис. 12. Преимущества автоматизации привязки смет и ЦИМ для экспертизы и специалистов

Зачем вообще нужно организовывать взаимодействие ПО для расчета ТИМ-смет со сметными программами? Почему нельзя посчитать смету в этом ПО?

Широко распространенные сметные программы пока не имеют интерфейсов с ТИМ. Разработчики ПО для работы с ТИМ-сметами, объединившиеся в ассоциацию, как ни странно, не ставят целью передел рынка сметных программ. По сути, у нас собрались конкуренты, объединенные одним полезным начинанием и опытом практического применения технологии на реальных объектах. Поэтому все они предоставляют своим пользователям возможность использовать преимущества ТИМ-смет без замены своей сметной программы. Именно для этого и разработан формат TIMML – у пользователя должен быть выбор: где и в чем работать, даже если его классическое сметное ПО не поддерживает эту технологию.

Сейчас много говорят о переходе на ресурсно-индексный метод расчета смет? Есть ли какие-то особенности использования этого метода при работе с ИМ?

Исходные данные для расчета смет (элементы ИМ и их характеристики) не зависят от методов расчета. Никаких проблем использования ТИМ-смет здесь не возникает. Сейчас есть система ценообразования. Да, корни у нее советские, но за последние годы реформа все-таки дает свои плодыв смысле прозрачности и точности стоимости строительства. Правда, ИМ там пока места так и не нашли. Именно эту проблему и нужно решать: адаптировать ФСНБ-2022, связывать методики для работы сИМ при составлении смет.

Применимы ли технологии разработки смет с использованием ТИМ-сметы для коммерческих застройщиков, работающих по собственным расценкам?

Да, конечно. ТИМ-сметы могут использовать любые сметно-нормативные базы. Коммерческие базы обычно меньше и проще государственных, поэтому при работе с такими базами степень автоматизации может быть выше, что и подтверждается успехами внедрения ТИМ-смет в коммерческом секторе и у застройщиков, которые не работают по государственным нормативам.

Как относятся регулирующие органы – Минстрой, Главгосэкспертиза – к разработке ТИМ-смет на основе ИМ?

Регулирующим органам эта тема интересна. Мы, как Ассоциация, поддерживаем рабочие контакты с Минстроем и Главгосэкспертизой. Есть понимание важности цифровизации строительства, надежда на развитие этого направления и уверенность, что это время пришло.Регуляторы поддерживают необходимость разработки федеральных правил и методик проектирования и составления смет с использованием ТИМ-смет, обещали обсудить с подрядчиками, СРО и крупными застройщиками требования к проектам, возможность реализации пилотных проектов, варианты классификаторов и связанные с этим вопросы. Безусловно, надо продолжать контактировать по всему кругу вопросов. Нам необходимо вместе заложить фундамент для нового этапа автоматизации разработки сметной документации через ту самую связку ИМ и смет. В противном случае, так и будет у нас ИМ без денег и оценки стоимости. В том числе обязательно необходимо поработать над мотивацией и стимулом при внедрении. Всего лишь донастроив систему, помимо обязательности, можно, озвучив результаты в деньгах, получить экономию (рисунок 13). А пересмотрев «матрицы зрелости», системы оценок строительных проектов – мотивацию (а не философию!) тех, кто строит. Вариантов масса – от правил налогообложения, финансирования в рамках федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) до условий сдачи объектов. Наша задача повысить производительность и увеличить автоматизацию сметных расчетов.Поэтому среди наших задач не только оптимизация ТИМ-смет, но и формат обмена сметной информацией для сметного ПО.

Рис. 13. Связь ценообразования в строительстве с ТИМ и дорожная карта сближения позиций

Какое место отводится унификации и автоматизации сметного расчета в цифровой стройке?

Цифровизация сметной документации в некоторых моментах должна стоять во главе процесса цифровизации стройки, быть основополагающей наравне с безопасностью. Стоимость часто является ключевым фактором в выборе решения даже на уровне бизнес-замысла. А «цифра» дает главное – скорость, точность и быстроту расчета. Сейчас огромные усилия направлены на унификацию подходов к наполнению ИМ, а сметная документация – ее часть. Для унификации сметы существуют требования, методики и пожелания коммерческих заказчиков. И смета должна быть максимально точной. К сожалению, это пока далеко не так. Сколько сметчиков, столько и трактовок стоимости будущего проекта.

Одна из самых актуальных проблем – обмен сметной информацией между разными сметными программами. К сожалению, сейчас нет формата для такого обмена, соответствующего современным требованиям.

Унификация форматов – это выход на конкурентный рынок. Наша Ассоциация создавалась не для того, чтобы лоббировать одного вендора сметного ПО или ТИМ-сметы. Это площадка для диалога разных вендоров и унификация – это тот самый первый шаг к общим стандартам обмена. На рынке есть более популярный и менее популярный софт. Казалось бы, самое простое – принять формат какого-то одного популярного софта (пусть и очень хороший) за цифровой стандарт рынка. Такое решение имеет непредсказуемые последствия, ведь в таком случае формат будет принадлежать одной коммерческой организации, которая может менять его по своему усмотрению в любое время без уведомления и учета мнения других коллег по цеху, решать, кому его использовать, а кому – нет, развивать его в соответствии со своим видением, не считаясь с остальными. По сути –влиять на пользователей, регулировать и монополизировать рынок, фактически заставляя выгружать в свой формат, не беспокоясь о выгрузке в прочее сметное ПО и даже, как вариант, препятствуя этому. Если такая компания, в конце концов, вдруг закроется, то и формат вместе с правами на него может «кануть в Лету». Очевидно также, что такой формат не может поддерживаться и регулироваться государством, которое не должно вмешиваться в отношения коммерческих компаний. Хотя, с другой стороны, если государство видит, что монополии в этих вопросах не избежать, оно обязано вмешаться и отрегулировать.

Но есть же практически общие форматы в виде XML-схем?

XML-схемы не предназначены для обмена информацией между сметными программами. Их реализация – как удобно регулятору, но не бизнесу. Трехмесячный срок утверждения новых схем XML, который, по сути, превратился в 4-6 и даже более месяцев, в нашем случае также неприемлем: ошибки надо исправлять, а форматы – оперативно развивать. Поэтому важно в диалоге бизнеса и разработчиков находить компромиссы и вырабатывать единые независимые стандарты, которые будут приняты и поддержаны участниками рынка без монополий и вмешательства государства.

Зачем развивать свое, если всем известно, что «лучшие» решения только на Западе?

В каждой стране и даже отрасли складываются свои правила игры, которые впоследствии выражаются в обменных форматах. В зависимости от того, что понимать под «унификацией», можно говорить об огромном наборе таких примеров. Если речь о методиках, то можно говорить хоть об американской AACEI, хоть о российской от ФАУ «Главгосэкспертиза России». Если же речь идет о форматах, то их тоже очень много, а опираемся мы в первую очередь на специалистов внутри страны. Наша система государственного ценообразования уникальна и не имеет аналогов в мире. Мы опираемся на опыт рынка, парадигму, в которой мы создаем конкурентную среду. Это что касается цифровых форматов, технологий, стандартов. Ну а если говорить про ценообразование, то мы всецело доверяем регулятору и подсказываем, помогаем и проверяем методики, выполняя на их основе пилотные проекты.

На какие шаги, какие этапы можно разбить процесс внедрения унификации сметной документации в масштабах страны?

Скорее не шаги, а процессы. ГГЭ планомерно переводит всю страну на единую методику ценообразования, основанную на ресурсно-индексном, а в перспективе ресурсном методе, хотя тот же базисно-индексный метод будет поддерживаться еще лет пять. Главгосэкспертиза унифицирует работу по приему сметной документации в КПСР и ЕГРЗ. Пока этот процесс не завершен, так как есть к чему стремиться:

· разработка форматов (сделано);

· разработка выгрузок из сметных программ (сделано);

· разработка удобной подачи на экспертизу в режиме одного окна (в процессе);

· разработка софта для проверки (это как раз КПСР, развивается);

· организация хранения и анализа (ЕГРЗ,разрабатывается).

Другое дело, повторюсь, что надо разделять унификацию составления сметной документации, форматов ее передачи на проверку регулятору и обмен между сметным ПО. Государство утвердило методику 421/пр, где постаралось унифицировать порядок расчетов. Это уже неплохо, но эта методика сопровождается лишь форматом, удобным для передачи на экспертизу (по сути, так удобно работать регулятору, но не бизнесу), не для унификации всех решений на рынке и не для обмена между сметным ПО. Главгосэкспертизу, очевидно, не интересует обмен между сметными программами, та же Территориальная сметно-нормативная база г. Москвы (ТСН-2001 г. Москва) и акты. Правило: один файл – одна смета, запрет на индексацию по расценкам, ограничение уровней иерархии, отказ от передачи актов и прочее никогда не даст этому формату стать работающим средством обмена, то есть в XML.GGE. Год назад на встрече в Минстрое мы с разработчиками сметного ПО принципиально договорились о создании такого формата, который мы в состоянии сделать «как для себя» – нормально. Сейчас мы начинаем такую работу над форматом, чтобы решить наконец-то эту многолетнюю проблему сметчиков. Люди не должны страдать при переносе данных (или их переходе) из одного программного продукта в другой. Не должно быть монополизации рынка, нужно уважать наших клиентов, пользователей, которые будут иметь возможность встроить в свой бизнес-процесс любое сметное ПО. Необходима интероперабельность сметного ПО между собой, и такая позиция также должна верифицироваться и учитываться в различных реестрах отечественного ПО. Нужно, чтобы формат отражал реальную жизнь со всякими отраслевыми и региональными требованиями. Придется решать весьма сложные задачи с передачей начислений, формул и прочего. Немаловажен, конечно, и финансовый вопрос – все это потребует значительных усилий и затрат для нас, как разработчика.

Люди, не являющиеся сторонниками технологического суверенитета, часто приводят, по их мнению, «решающий» фактор – на Западе открытые форматы обходятся в миллиарды долларов. Сколько было потрачено на разработку своего открытого формата?

Формат TIMML был подготовлен в очень короткие сроки совместными усилиями разработчиков сметного ПО, работающего на основе ТИМ. Все понимали полезность, необходимость и важность для отрасли такого формата и работали за свой счет, без привлечения какого-то внешнего финансирования и поддержки.

Какие шаги уже предприняты для унификации сметной документации и есть ли первые результаты?

Создана единая для всех сметно-нормативная база, все регионы переведены на ресурсно-индексный метод. Внедрены XML-схемы практически для всех видов сметных документов. Экспертиза уже работает с новыми документами. Найдены тысячи ошибок различного масштаба, которые точно никто не нашел бы без XML-форматов. Тот же КПСР уже назвали «скайнетом» и конкурентом сметного ПО.

Какова оценка текущего уровня цифровизации российской строительной отрасли по пятибалльной шкале? Все могло бы двигаться быстрее и лучше или все имеющиеся трудности объективны и неизбежны?

Оценки можно давать только в сравнении. Нет предела движению вперед, к совершенству. Давая оценку, вы просто демонстрируете широту взглядов, амбициозность и больше ничего. Пожалуй, остановлюсь на субъективной «3+» – могло бы быть и лучше. Не все гладко и с самим РИМ (рисунок 14), и со схемами XML, от которых откровенно ждали большего: как в части изменений, так и их утверждения. Ценообразование и цифровизация по-прежнему существуют отдельно друг от друга. Где схемы локальных сметных расчетов (ЛСР) на проектно-изыскательские работы (ПИР) и пояснительной записки к сметной документации (ПЗ.СД)? Где решение вопроса рассинхронизации схем XML и методик ценообразования, когда методика уже действует, а соответствующие ей схемы – нет? Или вот простой пример: после экспертизы формируется смета контракта. И она не в XML! Как за этим показателем следить в ИМ (XML)? Тот же вопрос и по «Ведомости объемов конструктивных решений (элементов) и комплексов (видов) работ», на основе которой смета контракта формируется. Все в PDF? На строительно-монтажные работы (СМР) смета же остается у заказчика, а подрядчик работает со сметой контракта. А она в чем? А как с ней работать, руками менять? Как развивать цифровые сервисы за отслеживанием стоимости на основе PDF?

Рис. 14. Почему не внедряется ТИМ

Как управлять этим в цифре? Мы меняем проектную документацию (ПД), меняем XML на ПД, потом проходим/не проходим экспертизу и снова приходим к смете контракта и ведомости в PDF? А как же, например, формирование первичных учетных документов в машиночитаемых форматах? А есть же еще ЕИС с электронным актированием по госзакупкам…Почему мы актирование из PDF вбиваем в ЕИС, если можно было бы из форм XML сметы контракта формировать акты? А ведомость и смету контракта предварительно бы в XML загнать? Так, чтобы уж везде. Сметная документация в XML, а дальше почему-то без него?

А наполнение ФГИС ЦС, которое, как оказалось, не является приоритетом? Где обмен данными с ФНС/ЮЗЭДО и мобильная версия ФГИС ЦС? Что со всеми эти данными конъюнктурного анализа в XML, который сдается в экспертизу, но при проверке достоверности за него отвечает... заказчик? Почему эти данные не используются для создания единой базы, чтобы ею можно было пользоваться всем?

Почему-то все забывают, что планом реформы ценообразования было также предусмотрено создание технологической возможности использования информации о фактических сделках купли-продажи строительных ресурсов с электронных торговых площадок. По мнению авторов, это должно значительно повысить охват участников мониторинга и увеличить скорость наполняемости ФГИС ЦС, ведь необходимые сведения начнут поступать непосредственно от самих участников рынка, включая всех подрядчиков и поставщиков. Далее эти сведения должны были обрабатываться при помощи специализированного программного обеспечения, собираться в базы данных и передаваться во ФГИС ЦС. Предложения о создании дополнительной электронной площадки с возможностью интеграции с ФГИС ЦС для осуществления сделок купли-продажи использования ценовых предложений (оферт) вместо конъюнктурного анализа были подготовлены еще в 2021 году. А сама площадка должна быть запущена в 2024 году. Но воз и ныне там!

Я уж молчу про цифровой ПОС(проект организации строительства). Здесь видны только первые робкие подходы к снаряду. Потому как и обычного у нас нет.

Конечно, трудности неизбежны и все могло бы двигаться быстрее и лучше. Каждая часть процесса оцифрована по-разному. Даже говоря про информационное моделирование все держат в голове проектирование, а это 2% от затрат на строительство. Вот и оценивайте. Доведем полноценно ТИМ до сметы, а не просто до картинок и данных опросов – уже совершим прорыв. Трудности неизбежны, но нужно не просто их преодолевать, а выработать стратегию и механизм их преодоления совместно с неравнодушным сообществом, пока оно совсем рукой не махнуло на происходящее.

В любые времена специфика сметного дела среди требований к инструментарию, помимо эффективности, ставит во главу угла прозрачность ведения сметной документации, в том числе относительно управления бюджетными средствами в строительстве. Поможет ли унификация сметы повысить прозрачность составления и ведения сметы на всех этапах строительного цикла?

Прозрачность достигается другими методами. В первую очередь смета должна быть проверяемой, причем, по возможности, автоматизированными средствами. И здесь должна помочь ТИМ-смета как инструмент обеспечения этой прозрачности. Тогда и прозрачность повысится, особенно в мелочах. Но, конечно, не на всех этапах стройки, а только в сметной документации. Пример внедрения сервиса КПСР в той же экспертизе уже это наглядно подтверждает. Сейчас участники процесса зачастую даже не понимают, как считается смета. Есть софт, он что-то там делает, что-то считает, итоги выводит – значит все верно. Нужно повышать грамотность помимо унификации. А унификация поможет разработчикам и рынку. Представляете сколько компаний сейчас завязаны только на какой-то один софт и не могут уйти с него только потому, что когда-то его купили и имеют там огромные архивы информации, которые девать некуда? На самом деле это огромная проблема!

Можно ли ожидать настороженную реакцию или полное неприятие унификации на места? Как преодолевать инерцию и сопротивление изменениям со стороны некоторых участников строительного рынка? Кнутом? Пряником? И как можно повысить их мотивацию к переходу на унифицированную сметную документацию?

Это дело регулятора. Но лично я за эволюцию, а не революцию. Нужно нести цифру в массы, а не принуждать к ней. Люди в большинстве своем не любят новое, даже если это новое им выгодно и удобно. Это новое в любом случае будет какое-то время непривычным, это нужно просто понимать и учитывать. Неприятие у некоторых игроков имеется, хотя многие коллеги оказывают неоценимую помощь. Неприятие получается сглаживать в процессе общения. Люди понимают что это, для чего. Понимают, что это неизбежно и что лучше посодействовать процессу и тогда он лучше будет учитывать их интересы и пройдет мягче. К сожалению, найти пряник в этом процессе пока ни у кого не получается. И все-таки мы должны найти способы мотивации. Например, показательные пилотные проекты, готовые методики, полученные выгоды, типовые проекты. Члены ассоциации имеют много проектов с показателями эффективности, которые были повышены в том числе благодаря внедрению цифровизации в стройку и сметы. Мы готовы разъяснять, делиться опытом и знаниями.

Кому, с учетом актуальных проблем отрасли, унификация объективно даст максимальный выигрыш – самим сметчикам, строительным компаниям, государству в лице контролирующих, регулирующих и фискальных органов? Существуют ли сейчас в этом вопросе разногласия и противоречия между заинтересованными сторонами, и есть ли пути к их разрешению?

Это выгодно как государству в лице контролирующих и регулирующих органов,так и сметчикам, которые смогут обмениваться сметной документацией. Отношения заказчика с подрядчиком не будут регулироваться на уровне софта. Это означает снижение затрат. Если смотреть шире, то унифицируются не только сметы, но и сметно-нормативные базы (СНБ), и каталоги, и индексы. Это позволяет сделать огромный скачок в качестве СНБ, которые попадают в сметные программы,и в скорости, с которой они туда попадают, и если не в цене, то, по крайней мере, в распределении прибыли от этого процесса. Это тоже заслуга унификации. Государство будет понимать, что рынок играет по единым правилам, а все стороны процесса – что данные можно беспроблемно использовать для работы, не отвлекаясь на изучение нового софта.

Как унификация сметной документации повлияет на повседневную работу сметчика? Какую дорожную карту можно предложить для внедрения унифицированной сметной документации в РФ, учитывая мнения различных заинтересованных сторон?

Над дорожной картой мы сейчас работаем с регулятором. Сметчику-то как раз просто объяснить – не нужно будет сидеть в разных программах и выполнять требования заказчиков в каждом отдельном софте (потому что все это не унифицировано). Будет прозрачная и быстрая проверка актов и соответствующей документации.

Говоря о переходе на ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости, то почему он должен стать лучшим решением этой задачи?

Метод не вчера придумали, РИМ как подход к определению стоимости уже давно на рынке и доказал свою эффективность. РИМ в текущей интерпретации завязан на ФГИС ЦС, новую методику, новые базы. Нельзя рассматривать его отдельно. Это комплекс мер по повышению прозрачности, достоверности, скорости определения сметной стоимости. Подробнее о РИМ все рассказано на канале «Просто о сметах». Отмечу лишь только, что переход страны уже состоялся, но впереди у нас еще много вопросов, которые необходимо решать.

Рис. 15. То самое интересное будущее с Конструктором стоимости объекта, когда можно будет стоимость собирать из отдельных блоков и той самой кнопкой. Двигаешь картинку – получаешь цену «в моменте», динамически, которая меняется, в том числе в зависимости от выбранного нормирования, параметрии и условий, правил стройки, качества и характеристик стройматериалов, и у тебя тут же автоматически корректируются ПД и РД, объемы из ЦИМ автоматически формируются в ЛСР, а смета пересчитывается и подсвечиваются изменения

Главгосэкспертиза объявляла о создании до 2025 года Единой платформы формирования сметной стоимости строительства. Среди плюсов этого решения называют повышение прозрачности и эффективности, снижение стоимости строительства, повышение конкурентоспособности строительных компаний и квалификации специалистов. Среди минусов – ограничение конкуренции на рынке сметных программ (риски монополизации и зависимость участников рынка от единственного оператора платформы), финансовая нагрузка на бюджет и строительные компании, необходимость переобучения множества специалистов, инфраструктурная неготовность рынка к внедрению такого решения и т.п. В этом больше положительных моментов или отрицательных? Насколько в рыночных условиях оправдан перевод бизнеса на единую платформу?

Речь уже тогда шла вообще о другом – о создании системы анализа изменений в ценообразовании строительной отрасли по единой методологии на основе расчетно-аналитической модели для эффективного мониторинга, оценки прогнозирования и последствий изменений, вносимых в систему ценообразования (см. План мероприятий по совершенствованию ценообразования в строительной отрасли РФ, утвержденный замом председателя Правительства РФ Маратом Хуснуллиным № 11789п-П16 от 20.12.2020 г.). Эта система – часть ИАС «Ценообразование», помимо активно развивающейся ФГИС ЦС, на основании данных которой и формируется та самая сметная стоимость строительства. Да, Главгосэкспертиза развивает также сервис КПСР, но по заявлениям ее представителей, он предназначен для автоматизированной проверки сметной документации в «облаке» на площадке экспертизы, а не для составления сметной документации. Таким образом, если этот портал будет считать сметы и станет обязательным, то это убьет конкуренцию на рынке сметного софта, а, следовательно, затем приведет к потере качества решений и все скатится понятно куда. Это серьезный риск, им нельзя пренебрегать. Не говоря уже о том, что многие захотят на этом заработать, а большие компании понесут убытки, так как они вкладываются в сметный софт. Впрочем, повторюсь, не думаю, что регулятор решит создать одну сметную программу для всех. Такой цели не было и нет.

Какую роль должна сыграть унификация сметной документации в реализации программы импортозамещения в строительной отрасли?

Есть привязки к классификаторам, нет ограничений по территории. Сметное ПО у нас исторически полностью отечественное. Мы просто показываем делом, что отечественный софт может делать свое и хорошее, на что другие могут равняться. В моем понимании унификация – это доступная интероперабельность и в идеале – отсутствие вариативности смет.

Как унификация сметной документации может помочь на пути к интеграции и интероперабельности различных информационных систем, используемых в строительстве?

Любой универсальный формат поможет повысить интеграцию программных продуктов. Главное – это максимальное удобство и соответствие требованиям рынка. Это позволит повысить взаимозаменяемость программ, улучшить конкурентную среду. В среднем обмен на основе открытых независимых, но управляемых форматов достигает большего эффекта, чем на основе закрытых коммерческих форматов. Можно снова упомянуть TIMML и интеграции на его основе – это все реальные инструменты для пользы работы людей с данными в любом ПО.

Какая база на сегодняшний день существует в стране для разработки единого формата данных – техническая, технологическая, методологическая, законодательная, кадровая? Где больше всего проблем?

Методологическая – 421 методика, которая введена в действие, ограничивает многое. Технологических проблем не вижу – большинство платформ поддерживают популярные технологии обмена (JSON, XML и т.п.), можно выбирать их. А вот в плане законодательства имеем проблему – регулятор совсем не заинтересован в появлении такого формата. Он решает локальные задачи экспертизы и не может навязать рынку свой формат. Это большая проблема. Технически – это тяжеловато по причине трудоемкости и финансирования, но решаемо. С кадрами у нас нет проблем.

Какая роль в успешном осуществлении унификации сметной документации в стране отводится разработке и внедрению соответствующих национальных стандартов?

Если мы о форматах обмена данными и их внутренней архитектуры (модели данных), то здесь действительно унификации нет, но говорить об унификации можно только применительно к конкретным данным.

Отмечалось, что разработка единого формата данных для сметной документации – это «сложная задача, требующая согласованных действий всех заинтересованных сторон». В чем необходимость такой разработки здесь и сейчас, в чем состоит сложность этой задачи – причины объективные или субъективные, как видятся «согласованные действия сторон» и каких именно?

У нас нет и никогда не было зарубежных аналогов, западных лоббистов и т.п. Сметное ПО в стране – исключительно отечественное. Именно для этих целей и создана Ассоциация, чтобы, объединив усилия, знания и опыт представителей бизнеса, решать такие важные и нужные вопросы.

В профессиональной среде сейчас часто ломают копья по вопросу применимости в российском строительстве тех или иных форматов данных после ухода с рынка зарубежных вендоров и прекращения поддержки их продуктов. Очевидной альтернативой применению пресловутого IFC многим видится разработка собственного, ни от кого не зависимого формата данных. Насколько интересная идея работы с единым национальным форматом?

Как нам известно, работать с IFC при разработке смет – задача неблагодарная, так как экспорт в этот формат является отдельной творческой задачей. Ни в одной САПР нет простого экспорта в IFC, которому бы не предшествовал целый набор настроек и сопоставлений. Именно поэтому большинство работающих сегодня на рынке ТИМ-сметных программ стараются работать с нативным форматом, по возможности избегая работы с IFC. Поясню. С нативным форматом предпочитают работать те программы, которые требуют работы сметчика в САПР. Так как ни одна существующая САПР не использует IFC в качестве рабочего формата, реализовать работу сметчика можно только в нативном формате. Программы, не требующие работы сметчика в САПР, отлично работают и с IFC. А заодно и с Excel для немоделируемых элементов или для 2D. Импортный софт до сих пор очень популярен. Непонятна мотивация поддерживать САПРами другие форматы. Поэтому если появится единый национальный формат, при разработке которого будут учтены требования сметного раздела, все разработчики сметного ПО с радостью будут его поддерживать. Считаю, что идея независимого формата так или иначе должна быть реализована. Это может быть вариант открытого формата с адаптацией под наши реалии. Снова упомяну TIMML, он и представляет собой пример такого открытого формата для передачи данных цифрового проекта в сметный софт.

Можно ли обеспечить совместимость единого формата данных с существующим программным обеспечением для сметного дела, или переход потребует внедрения нового отечественного софта? Если это унификация, то и ПО будет единым, безальтернативным для всех?

Формат XML.GGE создавался так, чтобы все известные сметные программы смогли его выгружать. Но он по разным причинам, озвученным выше, не решает проблему обмена сметной документацией между разными сметными программами. Понимая сложность задачи разработки единого формата для обмена данными, мы решаем проблему последовательно: XML от GGE все сделали, TIMML многие поддержали. Теперь дело за форматом обмена, а там, глядишь, и остальное подтянется. Повторюсь, такой формат не может контролироваться и утверждаться государством, в том числе по причине возможной избыточности и самое главное – неоперативного внесения изменений и его утверждений, связанных с бюрократической волокитой. Бизнес может и должен это делать сам: четко, быстро, как ему удобно и в том направлении, куда ему надо. Это очевидно, как и то, что держателем и разработчиком формата не может быть одна компания (пусть, даже самая крутая и с самым лучшим своим форматом) – это ограничение конкуренции. Мировая и отечественная практика открытых обменных форматов подтверждает все сказанное выше. А ПО пусть каждый выбирает сам.

Каким в целом должен быть единый формат данных для сметной документации, чтобы он максимально соответствовал потребностям всех участников строительного рынка?

Пока на эту тему еще ведутся рабочие обсуждения. Здесь вопрос даже не технический, а скорее организационный. Это может быть отдельная схема данных со ссылками на элементы и параметры цифрового проекта.

Совершенно точно, чтобы раз и навсегда решить для всех вопрос работы с любым сметным софтом. Для этого и нужен независимый формат. Ни от кого. Общедоступный и бесплатный.

Статья опубликована в журнале "Информационное моделирование".

ТИМ и сметы – движение вверх