Реформа ценообразования в строительстве идёт полным ходом: публикация цен во ФГИС ЦС Минстроя России, переход на ресурсный метод - в 2019 и прочие важные изменения для сметчика
В постановлении Правительства №514 от 27.04.18 написано об отсрочке ввода в действие ресурсного метода - на 2019 г., публикации цен во ФГИС ЦС за IV квартал 2018 года - до 25 февраля 2019, мониторинге цен автоперевозчиков «Минтрансом».
А это не проще, чем мониторинг цен на стройматериалы! Как выделить тех, кто возит только стройматериалы? Хоть и мониторить будут не всех, а только крупных. Как влиять на перевозчиков? Теперь об этом будет болеть голова у нового участника реформы - «Минтранса».
О каком еще ресурсном методе можно говорить, если транспортная составляющая будет «средней температурой по больнице»! Вся эта реформа уже напоминает анекдот:«А что нам скажет начальник транспортного цеха?»
О ранжирном методе:
Первый заместитель начальника Главгосэкспертизы России по ценообразованию Ирина Лищенко: «Порядок определения стоимости транспортной составляющей строительных ресурсов, представленный в проекте методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации позволит снизить трудозатраты проектировщиков»
Сейчас это выглядит так:
- набираем работы,
- рассчитываем объёмы,
- назначаем индексы или текущие цены, где транспорт уже учтен. Ок - смета готова.
Планировалось:
- набираем работы,
- рассчитываем V,
- для каждого материалы делаем 2 транспортные схемы,
- берем отпускные цены из ФГИС ЦС,
- вычисляем средние сметные цены с учетом 2 транспортных схем для каждого материала,
- назначаем цены.
В проекте:
- набираем работы,
- рассчитываем V,
- берём цены из ФГИС ЦС,
- определяем ценообразующие основные материалы,
- для основных материалов делаем 2 транспортные схемы,
- для основных материалов вычисляем средние сметные цены,
- рассчитываем средний коэффициент транспортного удорожания для малоценных материалов,
- применяем рассчитанные средние сметные цены.
То есть, если сейчас на поиск и подбор расценок уходит 30% времени, на расчёт V - 70% времени, а про приведение сметы к текущему уровню цен никто не думает, на это тратятся секунды.
Будет:
- подбор работ - 15%,
- расчет V - 35%,
- расчет и применение цен - 50%. (Про затраты времени на пересчет в новые цены вообще грустно умолчим...)
Что в итоге имеем?
Совершенно не прозрачную смету, не поддающуюся автоматизированной проверке. В двух разных по конструктиву объектах, расположенных в одном месте будет разная цена малоценных материалов. И это полбеды... А ещё расчетная цена любого материала никак не совпадёт с фактической отпускной ценой со склада поставщика.
Ух, веселые деньки ждут проверяющих специалистов экспертиз и «Счётной палаты»! Желаем им удачи и приглашаем на наши обучающие курсы и семинары :) Кстати, всё это еще может поменяться! :)
Ресурсный метод опробован и категорически приветствуется строителями линейных объектов (дороги, газопроводы, ЛЭП...), где большие объемы однотипных материалов, большие плечи доставки. Они и раньше считали ресурсным методом с ранжированием (дорожники, Газпром), но обоснование федеральных бюджетов через индексы было маленьким. Для линейных объектов ресурсный метод не создает трудностей изготовления смет. Но для зданий и сооружений совершенно избыточный и нелогичный.
Цены во ФГИС ЦС не публикуют, потому что схема расчета до конца не сформирована. «Реформаторы» оттягивают ввод в действие ФГИС ЦС, а за ней и ресурсного метода, чтобы не получить по шапке за бесцельно потраченные годы и кучу бюджетных денег. Все сопоставительные расчеты объектов показывают удорожание по ресурсному методу по отношению с базисно-индексным и это наряду со значительным усложнением и фактическим отсутствием возможности автоматизированной проверки! То есть по финалу - реформа провалена!
Сегодня в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации начинаются согласительные совещания по проектам приказов Министерства строительства «Об утверждении Методики разработки укрупненных нормативов цены строительства и порядка их утверждения», «Об утверждении Методики разработки сметных нормативов на работы по подготовке проектной документации», «Об утверждении Методики определения затрат на строительство временных зданий и сооружений», «Об утверждении Методики определения дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ в зимнее время», «Об утверждении Методики определения величины накладных расходов в строительстве», «Об утверждении Методики по определению затрат на осуществление функций технического заказчика», «Об утверждении Методики определения величины сметной прибыли в строительстве», «Об утверждении Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации».
Президент Союза инженеров-сметчиков Павел Горячкин:
- Пора переходить к реальным шагам по переводу строительного комплекса страны на новую ресурсную систему ценообразования. Первым шагом могла бы стать отмена с 1 июля 2018 года для объектов бюджетного финансирование т.н. «Территориальных сметных нормативов» (ТЕР) и их исключение из Федерального реестра. При этом, на период до размещения сметных цен в ФГИС ЦС Минстроя России, должны действовать Федеральные единичные расценки ФЕР в редакции 2017 года (с учетом изменений и дополнений) и ежеквартальные индексы к ним в разрезе субъектов РФ.
- Основное преимущество ФЕР является их полуоткрытая форма, когда основные (ценообразующие) материалы выведены за расценки и есть возможность их уточнения. Таким образом переход к полноценной ресурсной модели может начаться через ресурсно-индексную систему - когда сметная стоимость основных материалов определяется сразу в текущем уровне цен, а вспомогательных (внутри расценок) через индексацию.
Это общая схема, которая требует конкретизации в части переходящих объектов в ТЕР и в части периода до публикации текущих цен в ФГИС ЦС. Все эти вопросы могут быть проработаны в кратчайшие сроки. Организуйте, наконец, круглые столы, объясните людям наконец, что происходит! Соберите профессионалов, а не «рабочие группы» для галочки!
В свете усиления контрольно-надзорных функций государства за расходованием бюджетных средств, расширения задач Федерального Казначейства РФ, а также ужесточением уголовной ответственности в сфере государственных закупок, - еще раз напоминаем инженерам-сметчикам:
- В случаях, когда финансирование стройки осуществляется частично или полностью за счёт средств федерального бюджета РФ – сметную и сметную исполнительную документацию необходимо разрабатывать с применением Федеральных единичных расценок ФЕР-2001 Минстроя России (утверждены приказом Минстроя России № 1039/пр от 30 декабря 2016 года для применения с 28 апреля 2017, с учётом изменений и дополнений) и ежеквартальных индексов Минстроя России.
- Если финансирование строительства осуществляется частично или полностью за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета субъектам Российской Федерации (в виде субсидий, субвенций и дотаций), то при определении сметной стоимости и расчетах за выполненные работы также необходимо применять Федеральные единичные расценки (ФЕР) и ежеквартальные индексы Минстроя России!
В России много вопросов возникает на стадии использования трансфертов. Необходимо понимать, что для федерального центра трансферты - Это статьи расходов федерального бюджета, и он стремится к установлению жесткого контроля за целевым использованием выделенных средств.
Следует также учесть, что индексы (коэффициенты), утверждаемые органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления не относятся к сметным нормативам и не включаются в Федеральный реестр сметных нормативов Минстроя России.
«СМЕТНЫЕ ЦЕНЫ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ» (ССЦ)/ Сборник средних сметных цен на основные строительные ресурсы в Российской Федерации адаптирован к КСР-2016 «Классификатор строительных ресурсов» Минстроя России и обеспечивает использование как старой, так и новой системы кодов. Сборник - это данные мониторинга цен строительных ресурсов в системе сметного ценообразования и необходимый инструмент сметных расчетов. В Сборнике представляются как средневзвешенные (в разрезе регионов РФ) отпускные цены производителей (поставщиков), так и сметные цены с учетом транспортных затрат и ЗСР франко-приобъектный склад строительной площадки».
Кстати, вышла «Гранд-смета 2018», из новинок:
Новый документ «Транспортная калькуляция», возможность переноса цен из сводной ресурсной ведомости в локальные сметы, вложения к смете. А также многое другое…
Письмо о функционале и выпуске новой версии - по ссылке.
Спрашивайте у нас ссылку на руководство по пересчёту в новую базу ФЕР в редакции 2017 года из старых редакций 2014 года (коды материалов там совсем другие) - вышлем бесплатно.
Выпущены бесплатные видеоуроки по «Гранд-смета» версия 8, спрашивайте у нас ссылку. Особого внимания заслуживает ролик № 9 «Накладные расходы и сметная прибыль», где при настройке расчёта НР и СП в локальной смете применяются новые возможности программы, появившиеся в версии «ГРАНД-Смета 2018». Нововведения в версии «ГРАНД-Смета 2018» также существенным образом используются в роликах № 10 «Анализ ошибок и пересчет сметы» и № 12 «Подготовка сметы к проверке и печати».
Дня не проходит, чтобы кто-то спросил про почти бесплатную сметную программу, на время и для шабашек. Крайне рекомендуем смета в «облаке», т.е. удаленно. В России уже более 17 тысяч пользователей.