Проблемы похода на РИМ
Ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости строительства
В стране, спустя 6 лет после запуска ФГИС ЦС и неоднократных переносов сроков, наконец-то начался переход на РИМ — ресурсно-индексный метод определения стоимости строительства.
По заявлениям представителей Минстроя, переход на РИМ даcт максимальную приближенность к реальной цене стройки. Аналитика расчетов сметной стоимости объектов капитального строительства первых 7 регионов, которые перешли на новый метод расчета в этом квартале, позволяет сделать вывод, что результаты на выходе (старый — базисно-индексный и новый — ресурсно-индексный) примерно одинаковы. Обратим внимание на «случайное» совпадение разброса «средней температуры по больнице» (в методах расчета) с официальными показателям рентабельности стройки: 4-6%. И хорошо бы, если в плюс: подрядчики только порадуются. Но все не так однозначно - есть и обратные примеры, когда переход на РИМ дает и минус. Справедливости ради отметим, что массив накопленных данных расчетов по регионам, до сих пор не позволяет дать однозначный ответ: что же будет дальше? Зато, вспомнив слова начальника Главгосэкспертизы Игоря Манылова, что "доходность, прибыльность строителей обеспечена «серой» схемой... [а переход на РИМ] будет выдавливать тех подрядчиков, которые не способны управлять своей внутренней эффективностью", любителей «ловить рыбку в мутной воде» должно поубавиться.
Во II квартале к 7 «счастливчикам» должны присоединиться еще 10 субъектов, а до конца III на новые рельсы должны перейти все остальные регионы, а также отраслевые компании (Росатом, РЖД, Росавтодор, Роскосмос) и органы исполнительной власти. Пока же, абсолютное большинство субъектов выбрали выжидательную тактику, а кто-то даже откровенно саботирует переход и продолжает развивать местную систему ценообразования (со своими индексами и ценами, которые многих подрядчиков по незнанию доводят и до уголовного преследования).
Уже почти месяц, как 7 регионов официально перешли на РИМ, но вопрос с ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬЮ перехода до сих пор подвешен в воздухе. Пока все ответы на этот счет звучат не убедительно. Этакий пробел: переходный период вроде как и есть (де-факто), но до сих пор на согласовании/утверждении (де-юре). И вполне может забуксовать также, как в свое время создание субъектами региональных центров мониторинга согласно поручения Президента, пересчет индексов расчетным методом (когда часть считала ГГЭ) и представление данных по ЗП.
Где Приложение к Письму Минстроя с индексами, ценами, перевозкой и что применять все это не нужно отраслевикам (у которых свои индексы) за подписью Министра? Где все это выложено в виде pdf? Нам ответят про функционал ФГИС ЦС, и это действительно удобно! Но если мы уже «в цифре», должна же быть какая-то блокчейн-ссылка (реестр)? Где нормативно-правовые акты о публикации данных о ЗП по регионам, которые перешли на ресурсно-индексный метод?
За 2 года курирующий реформу вице-премьер Марат Хуснуллин так и не смог внедрить механизм "светофоров ценообразования" и мотивации регионов, наладив четкое стимулирование. А ведь решение – давно на поверхности! После III квартала 2023 года не принимать на экспертизу для бюджетирования проекты, выполненные не в РИМ. Федеральных денег на нацпроекты в «токсичный» регион не давать. Раз на РИМ регион не переходит, ФГИС ЦС в разрезе ФОИВ не наполняется, данные мониторинга не меняются/не достоверны/не актуальны/не подаются, количество поставщиков в ФГИС ЦС не растет, все не прозрачно - зачем тогда выделять туда деньги? Как проходить экспертизу таких проектов там, где данные не объективны? Правильнее направлять их тем, кто умеет работать с ценообразованием и понимает важность определения достоверной цены, а если этому вопросу не уделяют внимания - то руководству региона плевать и на своих подрядчиков в том числе. Уверенности, что откладывая «на потом» (как это делают многие участники процесса), можно решить задачу в поставленные сроки, с каждым днем становится все меньше.
О других субъектах, готовых повторить, пока нет никакой информации. Могут ведь и не решиться, ничего не предоставить, а значит по сути — саботировать переход. Расчет на сознательность регионов (как с центрами мониторинга), т.е. опять… «как пойдет» — так себе План.
Таким образом, по-прежнему отсутствует не только конкретный утвержденный План перехода, но и типовая «дорожная карты» по внедрению РИМ на местах органами исполнительной власти (включая, конечно же, ликбез и вовлечение пользователей). Т.е. системность, по замыслу авторов реформы, состоит в следующем: каждое действующее лицо выплывает и решает свои вопросы с переходом самостоятельно. Если захочет и сможет, конечно. Очевидно, что одними уговорами и выступлениями на форумах/семинарах вопрос перехода страны на РИМ не решить: к сожалению, разъяснительная работа сверху остается на уровне слайдов презентаций, а снизу – практически отсутствует. Если Минстрой и ГГЭ продолжат устраивать одни показательные выступления, не отвечая толком на предметные вопросы (вал которых нарастает), энтузиазм в переходе на новый метод расчета даже в тех субъектах, кто планировал сюда шагнуть, в лучшем случае сменится выжидательной позицией.
Кстати, ни один из 10 новых желающих быть «осчастливленным» переходом на РИМ во II квартале, если судить опять же по официальным информационным ресурсам местных экспертиз и минстроев, об этом не заявил и не начинал подготовительную работу по информированию коллег. Времени на раскачку остается все меньше.
Антон Глушков, президент НОСТРОЙ: «Переход на РИМ связан с большим количеством вопросов и небылиц. Не совсем понятно: что будет с теми субъектами, которые будут не готовы перейти к III кварталу. Хотелось бы, чтобы в этой части коллеги из ГГЭ поделились последствиями».
Зам.министра строительства Сергей Музыченко: «Подготовлен проект Постановления, он находится на согласовании и в высокой степени готовности, чтобы внести его в Правительство. Проекты, которые уже были начаты, на которые были выданы задания на проектирование до перехода субъекта на РИМ. ГГЭ будет публиковать индексы на БИМ, а для субъектов, которые перешли — все новые объекты будут рассчитываться с применением РИМ».
Директор департамента ценообразования Минстроя РФ Александр Вилков:
«В сентябре 2017 г была введена в эксплуатацию ФГИС ЦС. Предполагалось, что производители быстро наполнят ее текущими ценами и ресурсный метод заработает сегодня-завтра. Прошло 5 лет, пока мы не пришли к альтернативному методу безболезненного перехода на РИМ в связи с тем, что мягко выражаясь, наполнение ФГИС ЦС на сегодняшний момент весьма неполное. Эволюционно наполняя систему текущими ценами, вытесняя базисные цены, в конечном итоге все субъекты должны будут перейти в чисто ресурсную модель расчета.
Сметные нормативы (за искл. УНЦС), расценки, цены, метод. и др. документы в сфере ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности, которые вкл. в ФРСН до 30.09.2017 или утв. органами исп. власти субъектов РФ в порядке, установленном до 03.07.2016, перестают действовать при переходе на РИМ. После перехода на РИМ в регионе действуют лишь те цены, которые размещены в ФГИС ЦС. Не позднее III кв. субъекты должны перейти на РИМ».
Зам. нач. ГГЭ по ценообразованию Сергей Лахаев: «Изменения, которые подготовлены в ПП 145: все объекты до перехода субъекта выполняются в РИМ, также как и корректировки. Укрупненные индексы будут продолжать публиковаться. Потому как методически не получится корректировку считать таким подходом, а объект считать укрупненным индексом. Будет большой перекос в цене, так делать не правильно».
Опять о региональных индексах и ценниках
Вначале — еще раз (!) о 10 регионах, которые перейдут на ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости строительства (РИМ) во II квартале 2023. «Обеспечив возможность», так и не решен вопрос «обязательности» того самого плавного перехода. Субъектам прямо говорят: «нельзя выпускать свои ТЕРы, использовать местные индексы и текущие цены», а штрейкбрехеры в ответ берут и обновляют свою Методику, выпускают свои ПИРы и создают другие прецеденты, попутно подавая пример другим, кто еще только присматривается...
В истории с переходом регионов на РИМ появляются новые развилки. Самый западный регион страны — Калининградская область предложил свой подход определения сметной стоимости ресурсным методом, утвердив с 20 марта местный каталог текущих цен (за 1 кв. 2023) для использования с новой базой ФСНБ-2022.
Тем самым, коллеги не только показали делом, что полностью в теме ценообразования стройки региона. Не только знают, что реально необходимо местному стройкомплексу, но самое главное - не испугались принять решение. Прямо сейчас, пока кто-то стартанул, кто-то еще задумывается о переходе, а кто-то просто «забил», Калининградом создан интересный прецедент. Как сообщают инициаторы и авторы идеи на местах, теперь у местных сметчиков будет почти 2 квартала, в течении которых они смогут перейти на ФСНБ-2022. Для начала — с местными ценами и региональной помощью (участием), и только потом уже с ценами из ФГИС ЦС. Это в любом случае лучше и легче чем «3-в-1» — и база новая, и цены новые, и метод новый.
Заказчик в таком раскладе при региональном финансировании самостоятельно выбирает метод расчета - БИМ по ФЕР-2020 или РИМ по ГЭСН-2022. Для федерального финансирования условия по-прежнему диктует ГрадКодекс - БИМ по ФЕР. Изящная, заслуживающая уважения идея и выбранный путь. Есть, правда, вариант запутаться в формулировке «средства бюджетов всех уровней»... И тут необходимо в явном виде указать легитимность и объяснить все нюансы применения всей этой схемы, чтобы исключить тех, кто по недальновидности/незнанию может влипнуть в историю при проверке.
Кто-то скажет, что вся эта история - до официального опубликования данных в ФГИС ЦС.
Но! Загибаем пальцы: дорожку проторили — раз, ценообразование региона в своих руках оставили — два, до III квартала все красиво затянули — три. А дальше — видно будет. Вопрос: как заставить добровольно регионы перейти на федеральный РИМ, теперь подвешивается в воздухе. Ибо нормативная база ОБЯЗАТЕЛЬНОСТИ перехода явно хромает. А на одних уговорах по-прежнему далеко не уедешь. Кстати, Московская область тоже не спешит переходить на РИМ и новые единые правила, продолжая не только выпускать свои индексы и текущие цены, но и утвердив новые сборники «Территориальных единичных расценок на проектно-изыскательские работы Московской области ТЕРпир МО» в составе Территориальной сметно-нормативной базы Московской области (ТСНБ-2001 МО). Цена вопроса - 51 500 руб.
«А что, так можно»? Кто теперь даст гарантию, что те 10 субъектов, которые по заверениям ГГЭ, готовы начать переход уже во втором квартале, не последуют примеру Калининграда? Ведь практически у всех из них есть каталоги текущих цен, выпускаемые на местном уровне…
ФГИС ЦС — статистика:
- 21 107 Юрлица и ИП в системе.
- 14 670 ЮЛ и ИП не предоставили информацию о ценах в предыдущем отчетном периоде.
- 6 437 предоставили информацию.
- 36,3% - наполняемость системы на сегодняшний день.
С сентября 2021 — рост наполняемости +2,1%.
О нарушениях при подаче данных в ФГИС ЦС
Заместитель начальника ФАУ Главгосэкспертиза по ценообразованию Сергей Лахаев:
«Не буду называть ни субъекты, ни организации, но есть ситуации, когда поставщики декларировали себя как поставщиков строительных ресурсов, формально обеспечивая соответствие критериям ПП 1452, при этом фактически не являясь таковыми, торговали очень узкой номенклатурой стройматериалов, что видно из их сайтов. Но при этом заявляли и декларировали цены на всю номенклатуру, начиная от пролетных строений мостов и заканчивая битумной мастикой. Такие факты устанавливаются, в ФГИС ЦС есть механизмы, которые исключают такие цены. Впредь, мы такие организации будем выявлять, исключать их со всеми последствиями. Все субъекты РФ просим обратить внимание на этот момент, чтобы не допускать дискредитации системы путем где-то таких даже "подложных данных", которые предоставляют ваши поставщики».
Система расчета агрегированных сметных цен, которые публикуются с 25 февраля на ФГИС ЦС - Методология подробно прописана в Приказе Минстроя № 904/пр. от 26.10.2022 «Об утверждении Методики определения сметных цен на материалы, изделия, конструкции и оборудование».
«Прежде, чем какая-то цена была рассчитана и опубликована в конкретном субъекте РФ (для конкретной ценовой зоны), она проходит несколько этапов верификации, агрегируется, учитываются данные как производителей, так и поставщиков. Естественно, она проходит проверку , в т. ч. сопоставление с индексами по однородным группам. Только после этого многофакторного анализа публикуется цена и согласно методик может считаться достоверной. Это один из ответов на вопрос: почему этого не делать ежемесячно. Много причин, почему это некорректно и будет скорее в минус, чем в плюс. Но одна из причин: чтобы добиться достоверности цен (особенно в условиях волатильности рынка) необходима последовательная верификация данных, которая раз в месяц в разрезе всей страны и всех ценовых зон (а у нас их 146!) точно невозможна».
Основные сложности перехода на РИМ по мнению Главгосэкспертизы
1. Увеличение количества норм с открытыми группами. Когда в рамках одной и той же технологии, применяя одну и ту же норму, могут быть применены разные строительные ресурсы. Технология не меняется, состав затрат тоже, но тем не менее, ресурсы могут быть использованы разные. Обратите внимание еще раз на ФГИС ЦС, где можно подавать заявки на включение новых ресурсов, которые отсутствуют. Там же размещена база технологических групп. Это новое понятие, которое ввели. Появилось уже и в нормативных документах. Оно четко привязывает любые открытые группы, ресурсы из открытых групп — к конкретным нормам. В любом случае, исходим из того, что не может быть в базе какого-то ресурса, если отсутствует норма, т.е. технология его применения. В следующем году база открытых групп станет обязательной. Призываем пользоваться этим инструментом и давать нам обратную связь по доработке.
2. Тоже самое касается и конъюнктурного анализа. Действительно, по ряду позиций, по которым ранее были цены, сегодня таких цен нет. Там много причин: потому что нормативка устарела, и потому что нигде в прямом доступе невозможно обеспечить мониторинг. Тем не менее, эта работа будет вестись. Будем ежеквартально утверждать дополнения [к ФСНБ-2022], дополнять базу новыми ресурсами, и КСР, базу сметных цен. Методики есть, порядок работает. В среднем, несколько тысяч ресурсов уже в 2023 г обязательно включим и дальше это будем делать ежегодно. Большая просьба проводить эту работу с нами. 421-ая Методика позволяет использовать данные КА со сроком не превышающем 6 месяцев, дает возможность это делать системно, а учитывая, что все ресурсы кодируются — можно использовать одни и те же КП для разных проектов на тот случай, если это один и тот же ресурс. По коду его достаточно просто найти.
Индексы к однородным группам — форма в которой эти индексы публикуются. Сделано несколько удобочитаемых форм. Это не так принципиально, потому как эти индексы публикуются и в XML-формате. Естественно, что конкретному сметчику нужно пользоваться программным комплексом, в который эта табличка уже подгружается автоматически. Никакого увеличения трудозатрат в этой части у сметчика нет. Каждому конкретному ресурсу по коду индекс притягивается автоматически, в сметной программе смета формируется сразу в текущем уровне цен с применением таких индексов. Для удобства понимания, для возможности оценки стоимостных факторов, мы публикуем в ФГИС ЦС несколько удобочитаемых форм, где сразу видно наличие прямых сметных цен, наличие индексов по группам ресурсов для того, чтобы это было эргономично для пользователей.
3. Различия в математических формулах и округлениях мы должны решать с программными комплексами, с разработчиками ПО. Подготовлен и скоро будет запущен программный комплекс по проверке сметной документации. Это важно для всех субъектов, у которых есть свои экспертизы. Думаю, что на платформе он со временем будет размещен. Это XML-формат, где все формулы унифицированы. Мы проверяем и видим, что все ПО, которые продают ФСНБ-2020, пользуются уже едиными алгоритмами и не видим проблем с Методикой, точностью и трудоемкостью расчетов.
4.Действительно база ФСНБ-2022, какую бы критику мы не слышали, другая база. Состав ресурсов принципиально очень сильно изменен, появилось очень много новых ресурсов, много учтено, часть была агрегирована (например, железобетон, который теперь классифицируется и группируется по назначению, по геометрии, по плотности армирования, по марке бетона. А не по конкретным товарным наименованиям, как это было зачастую ранее). Отличия большие. Несмотря на то, что мы постоянно призываем и многократно говорили составлять смету, ориентируясь все-таки на новую базу, так или иначе сметчику иногда проще, имея в голове опыт и багаж сопоставлять ресурсы с тем, что было ранее. С этой целью сделаны ключи перехода к сметным нормам от ФСНБ-2020 к ФСНБ-2022.
О запуске портала вопросов и ответов по переходу на РИМ
Сергей Лахаев: «В апреле запланирован запуск портала, по аналогии с тем, что был разработан для поддержания механизма пересчета контрактов согласно ПП 1315. Аналогичный портал уже в данное время разрабатывается для внедрения РИМ. Там в режиме онлайн можно будет задавать вопросы, будут публиковаться типовые ответы, размещаться последние актуальные методические и справочные документы, презентации, примеры расчетов, переходные ключи привязки ФСНБ-2020 к ФСНБ-2022, привязка норм накладных расходов и сметной прибыли – все необходимые документы и материалы, чтобы облегчить сметчику жизнь и понимание, дать возможности внедрения РИМ».
Про отписки на вопросы сметчиков
Представители сметного сообщества по-прежнему сталкиваются с отписками или пространными фразами, изобилующими многочисленными ссылками на всевозможные нормативно-правовые акты и цитаты. По сути все это не отвечает на поставленный вопрос, а в конечном счете "крылатой формулировкой" сводится на нет и сам ответ. Единой базы знаний по тому же ценообразованию как не было, так и нет.
В большинстве из 7 регионов, которые в I кв. 2023 перешли на РИМ, отсутствует информационно-разъяснительная работа со строительными компаниями субъектов. К такому неутешительному выводу мы пришли, проанализировав сайты региональных министерств (департаментов) строительства и госэкспертиз. В единичных случаях (!) о данном факте можно догадаться, увидев перепечатку новости ГГЭ о публикации сметных цен и индексов по группам однородных ресурсов на сайте ФГИС ЦС. Отметим, что ни ответов на вопросы, ни каких-то презентационных/обучающих материалов, ни, тем более(!), обучающих мероприятий и вебинаров местными органами исполнительной власти и государственными экспертными учреждениями субъектов практически не предоставляется и не проводится. Да, на общем унылом фоне Новосибирск и Приморский край хотя бы представлены в публичном пространстве конкретными людьми и их выступлениями. Сознательные и неравнодушные коллеги на местах опять, сказав пару ласковых, идут к разработчикам (дилерам) сметного ПО, да в чаты сметчиков.
Как зарплаты в стройке по сметам наконец-то приблизить к реальным?
НОСТРОЙ и региональные СРО с 2021 года в 2 субъектах ведут работу совместно с региональными органами власти по подготовке расчета ЗП рабочего 1 разряда, занятого в строительстве. В 2023 году такая работа проводится уже в 20 регионах. Практический пример: в Новосибирской области показатель среднемесячного размера оплаты труда рабочего первого разряда, занятого в строительстве, вырос почти на 20% и составил 45 942,29 рублей.
Что было сделано: местными СРО был организован опрос строительных организаций о реальных данных уровня ЗП рабочих, занятых в строительстве. В отсутствие данной информации для расчета заработной платы используются показатели службы статистики, которые в связи с необязательностью их ежегодного предоставления, не отражают реальную картину по оплате труда. На основе полученных данных был выполнен расчет нового показателя ЗП и направлен в ФАУ «Главгосэкспертиза России», где прошел верификацию. После этого новый показатель для расчета заработной платы утвержден Приказом Министерства строительства Новосибирской области № 29-НПА от 13 марта 2023 года.
О росте цен на стройматериалы
Министр строительства и ЖКХ Ирек Файзуллин опять констатируетрост цен на стройматериалы:
«К сожалению, опять пошел рост стоимости ресурсов. Арматура в южных регионах на 20% возросла. В среднем 12,8% рост. Мы, конечно, не "добежали" еще до 2021 года, но процедура пошла. …Когда начинается [рост цены на металл] — начинает подниматься [цена] металлонезависимых. …строительные ресурсы подорожали в условиях роста тарифов, в том числе на железнодорожные перевозки. Изменение стоимости материалов серьезно отражается на завершении строительства уже начатых проектов».
Киносериал «Выросло/упало» продолжается не первый год. Интересно, за все это время кто-нибудь проводил простой тест-сравнение переданных тех же данных реестра крупных производителей строительных материалов ФАС и ФГИС ЦС Минстроя России, включая информацию по «металлистам», с которых опять начинается вся эта история? Что с системой контроля над ценами на строительные ресурсы, про которую говорили еще год назад?
Повторим простую вещь: пока не будет единого центра ответственности за ценам на стройматериалы, пока все это будет размываться между ФАС, Минэкономарзвития, Минпромторогом, аппаратами Госдумы (и кто еще у нас там мониторит цены?), Минстроем – история будет повторяться снова и снова, а единственным реагированием на все это будут отсылы в ФАС, да выбивание компенсаций изменившейся стоимости по госконтрактам. Т.е. не предупреждение, а констатация факта и дополнительное финансирование под вполне благовидным предлогом «спасения» стройки — драйвера экономики. Но если у нас застройщики работают по 214 ФЗ, то пусть тогда и сметы считают в госнормативах, а банки их финансируют в системе государственного ценообразования, о плюсах и прозрачности такой очевидной схемы мы тоже писали. Все по сценарию: цены на стройматериалы — вверх, Минстрой и НОСТРОЙ обращаются в ФАС.
Ирек Файзуллин: «Мы соответствующее обращение направили в ФАС, потому что нас не устраивает сегодня тот рост цен на металл, в том числе на арматуру, который наблюдается в последние три недели. В этот раз мы более активно ударим в колокол на предмет того, почему это происходит».
НОСТРОЙ: нет новых санкционных мер в отношении российских производителей стройматериалов, влияния мировых цен на внутренний рынок и т.п. Волатильность цен в марте 2023 года нельзя объяснить обычной корректировкой цен перед началом строительного сезона . А дальше то что? Под шумок опять продлить действие ПП 1315 о пересчете стоимости госконтрактов в стройке? Тратить и компенсировать — сложнее, чем предупреждать и контролировать. Март 2022, Минстрой: «Мы формируем систему контроля за ценами и оперативного реагирования на их изменение». Выходит, вся система реагирования на рост цен стройматериалов – это письма в ФАС?
Из выступлений зам.министра строительства и ЖКХ Никиты Стасишина:
- «Когда застройщики начали снижать цены в кризис 2008 года: кто больше снизит — к тем больше придут, после такого ралли цены упали до максимум 1 квартиры в месяц».
- «Хорошее дешевым быть не может».
- «Во всех проектах сегодня участвуют банки, и они видят минимальную рентабельность, которая должна быть».
- «Не надо ждать снижения цен квадратного метра. С учетом роста некоторых позиций строительных материалов, с учетом роста проектного финансирования, исходя из сокращения темпов продаж, с учетом декларируемого качества проектов, с учетом стоимости земли и инфраструктуры сегодня идеальный баланс цены и способов улучшения жилищных условий.;
- «Хотелось бы, чтобы психологическая помощь потребовалась в конце года таким аналитикам, которые прогнозируют спад цен до 30% в 2023 году, чтобы раз и навсегда они перестали вводить в блуд наших граждан».
- «Если увидим достаточно серьезное снижение спроса, наполнения эскроу и незапуска новых проектов, просто потому, что все считают свою экономику с точки зрения эффективной первоначальной ставки... у нас уже есть отработанный и зарекомендовавший себя в кризисные периоды механизм субсидирования проектного финансирования, мы будем предлагать перезапускать его, чтобы поддержать наших застройщиков».
Напомним еще раз, застройщики, которых поддерживает государство, работают по своим принципам коммерческого ценообразования, не связанными с бюджетными, вкл. ФСНБ-2022 и переход страны на РИМ.
Агрегатор торговых площадок
Сергей Лахаев: «Имеющиеся сейчас механизмы [наполнения ФГИС ЦС] дадут рост 20-30%, но принципиального увеличения наполняемости системы механизмы не обеспечат. Одно из основных направлений по повышению наполняемости — агрегатор электронных торговых площадок. Это позволит эффективно работать, когда объем торгов и операций на площадке кратно вырастет».
То, о чем говорили целых 2 года, наконец-то начинает воплощаться, как дальнейшее развитие наполнения ФГИС ЦС. Интересно, это будет та самая цифровая платформа спроса и предложения, поручение о создании которой ранее давал Марат Хуснуллин?
Про смету контракта
«К сожалению, по смете контракта ни один заказчик в стране не живет», Карен Оганесян, генеральный директор ППК «Единый заказчик в сфере строительства»
Предыдущая новость:
Переход на ресурсно-индексный метод расчета стоимости объекта — проблема стройбизнеса или новые возможности?
Следующая новость:
Проверка сметной документации в формате GGE