Переход строительной отрасли на ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости
«Надзорные органы настолько стали сегодня компетентны, что зачастую скрыть перекосы, когда в одном месте ЖИР, а в другом — УБЫТОК, уже зачастую практически невозможно. Потому, я и призываю для будущей безопасности заказчиков и подрядчиков сегодня обсуждать не только переход на новый метод [ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости строительства], а возможно, и переход на новые взаимоотношения между заказчиком и подрядчиком» — губернатор Новосибирской области Андрей Травников.
Интересное мероприятие по ценообразованию стройки и переходу на ресурсно-индексный метод (РИМ) (таких вопросов также хватает), запись — ниже (крайне рекомендуем к просмотру, чтобы понимать: что нас всех ждет уже в ближайшее время). p>
- Поэтапный переход на ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости — Сергей Лахаев, зам. начальника ФАУ «Главгосэкспертиза России» по ценообразованию.
- Обзор ключевых изменений в новой сметно-нормативной базе(ФСНБ-2022 с доп.1-5) — Роман Карпов, зам. начальника управления сметного нормирования ФАУ «Главгосэкспертиза России».
- Увеличение наполнения ФГИС ЦС при содействии саморегулируемых организаций, результаты регионов — Павел Малахов, зам. Руководителя аппарата — директор Департамента ценообразования в строительстве НОСТРОЙ.
- Подготовка субъекта к переходу на ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости — Ксения Шрайбер, директор ГКУ НСО «Региональный центр мониторинга цен строительных ресурсов» (Новосибирск, переходят на РИМ уже в I квартале).
Президент НОСТРОЙ Антон Глушков: «Безусловно, мы понимаем, что можем долго говорить о стройке, технологиях, самых современных материалах, но без денег ничего не происходит. В т. ч. и в стройке тоже.
С I квартала этого года все субъекты РФ должны переходить на новую модель ценообразования [РИМ]. Это не самоцель - выполнить приказ Минстроя в этой части. Это отражает фактическую стоимость затрат. Конец 2021 и 2022 гг доказали, что очень сложно просто так прогнозировать изменение стоимости строительных ресурсов, как это делалось ранее — индексным способом. За 2021 г общестроительный индекс, который ведет ГГЭ, увеличил стоимость строительства объекта (типовой детский сад) на 21%.
В ресурсно-технологических моделях норма рентабельности этих объектов - примерно 6%. Мы понимаем, что если бы у нас не получилась спасительная "палочка" в лице ПП 1315, которая наделила муниципальных заказчиков возможностью менять твердую стоимость, то ряд коллег, у которых была начальная стадия контрактации, могли точно оказаться за бортом - если не банкротом, то в финансовых убытках.
ПП 1315 косвенно и есть по факту отказ от твердой цены, когда мы по факту пересчитывали. Оно дает возможность несколько раз заходить в экспертизу, если стоимость продолжала расти. По большому счету, это динамичное ценообразование. Кто давно в стройке, должны помнить, что ранее работа с бюджетом выглядела именно так: форма закрывалась в текущем индексе на этапе закрытия».
Андрей Травников: «Наш центр ценообразования является одним из компетентных органов в макрорегионе. Справедливости ради, нужно сказать, что когда мы его создавали несколько лет назад, нам приходилось догонять некоторых соседей: Кемерово и Алтайский край. Было время, когда мы упустили работу по регулярному индексированию сметных расценок. За этот период мы прошли достаточно насыщенный путь. Это построение работы по актуализации региональных справочников в сфере строительства, дорожной деятельности, опыт применения сметы контракта, ПП 1315, применение комбинированных подходов: когда нужно и цены индексировать, и актуализировать стоимость изменившихся проектных решений.
- Сегодня мы активно внедряем РИМ определения сметной стоимости. Нам это важно и интересно. Мы не хотим упускать лидирующие позиции в этой сфере и компетенциях. Изменения и трансформация отношений между заказчиками и подрядчиками произошли, обратной дороги нет. У нас уже не будет возможности заключить контракт по твердой стоимости и закрыть глаза на все и вся. Мы вынуждены будем определять более точно сметную стоимость на стадии объявления конкурсных процедур, заключения контракта, приемки отдельных этапов работ.
- Я бы предложил смотреть шире. Применение РИМ — сегодня безусловно актуальная задача и необходимо обсуждать, что нужно сделать. Регионов, которые перешли на РИМ, немного. И у нас в Новосибирской обл. на самом деле не все сделано, есть сложности. Предлагаю заглянуть на шаг или два шага вперед: а вообще твердая стоимость контракта имеет место быть или мы сможем перейти на обоснованную, меняющуюся стоимость контракта и такие понятные и прозрачные взаимоотношения между заказчиком и подрядчиком? А не то, что происходило раньше.
- Мы закрываем глаза, что некоторые разделы ПД у нас завышены, а подрядчик иногда закрывает глаза на некоторые ошибки проектировщика и недостатки в ПСД. Есть недостатки сметного ценообразования, когда некоторые виды рентабельны, а некоторые убыточны. Эти перекосы были зачастую настолько убыточны, что подрядчики часто закрывали глаза на отдельные виды работ, понимая, что перекроют это другими.
- Есть еще и проблема необоснованных проектных решений. Когда подрядчик на стадии подготовки к конкурсу и изучения ПСД видел возможности для оптимизации, где проектировщик перестраховывался. И он понимал, что в ходе выполнения работ сможет добиться корректировки ПСД, снизить материалоемкость, трудоемкость, чтобы обеспечить себе дополнительную маржу, которая позволяла учесть другие огрехи в минусовую сторону. Мы этот подход в дальнейшем будем практиковать или выстроим систему динамического корректирования ПСД, образования стоимости контракта? И тогда отношения между подрядчиками и госзаказчиками будут абсолютно честные и прозрачные. Мое мнение: нужно двигаться к этому.
- Нет возможности переложить вину на какую-то одну сторону: проектировщика, заказчика, подрядчика, экспертов, надзорные органы. Так сложилась сегодня система взаимоотношений. Считаю, что у этой системы право на жизнь уже заканчивается, ей остался буквально еще год».
А ведь есть примеры компетенции и заинтересованности первых лиц региона в справедливом ценообразовании! Дело даже не в том, что Новосибирск не просто, как большинство коллег отчитался о создании регионального центра мониторинга, а реально создал его, благодаря чему вышел в лидеры. Обращает на себя внимание другое. Губернатор региона вникает и понимает: для чего все это нужно, а самое главное — совместно с командой предлагают: куда двигаться дальше. Тот самый идеальный мир в сметном ценообразовании по мнению Минстроя и ГГЭ.
Может, Марату Хуснуллину собрать глав регионов в Новосибирске для мастер-класса и обмена опытом? Глядишь, побольше станет тех, кто не только ценит и поддерживает профессиональные кадры в стройке, но и реально влияет на повышение достоверности и ценовую политику при конкурсных процедурах, а не на освоение денежных средств по нацпроектам.
Да, можно возразить, что в регионе есть проблема с завершением строительства ледовой арены. Но, справедливости ради стоит отметить, что практически у каждого главы субъекта есть головная боль (объект), за который можно зацепить. Это системная проблема, которую необходимо решать.
Зам. начальника Главгосэкспертизы России по ценообразованию Сергей Лахаев:
«Основной массив мероприятий по подготовке к переходу на ресурсно-индексный метод выполнен в 2019-2022 годах. В т. ч. они были направлены на поддержание в работоспособном состоянии действующего базисно-индексного метода, а фактически — его усовершенствования для применения до полного перехода на ресурсно-индексный метод (РИМ):
- 7 регионов перейдут на РИМ уже с 25 февраля, вслед за вводом в действие ФСНБ-2022 и публикацией сметных цен и индексов к однородным группам строительных ресурсов. До конца года к новой системе ценообразования постепенно перейдут все субъекты РФ, а также отраслевые компании и органы исполнительной власти.
- Новый метод позволит гораздо быстрее и эффективнее проводить экспресс-анализ стоимости проектных решений в рамках экспертного сопровождения объектов
- По поручению Президента Российской Федерации во всех регионах также были созданы Центры мониторинга цен строительных ресурсов. На текущий момент все субъекты отчитались о выполнении поручения, но не все выполнили его в надлежащем качестве».
Вот оно слабое звено перехода на новые рельсы. Если не предпринимать никаких мер и надеяться только на ПП РФ №1452 (в ред. ПП РФ №666 от 15.04.2022), вполне прогнозируем перенос перехода на РИМ «из-за неготовности» (по инициативе тех же регионов) на годы. Кстати, а кто-нибудь взял на себя смелость довести до первого лица государства информацию о формальном выполнении его поручения некоторыми «отличниками»? Необходимо, конечно же, не только обещать отвечать на вопросы и проводить мероприятия, но и делать их на регулярной основе. В т. ч., конечно же и бесплатные. Прямо в ближайшее время. И тогда у нас в стране будет не одна Новосибирская область.
О проблемах перехода на РИМ и наполнения ФГИС ЦС
Ксения Шрайбер, директор ГКУ НСО «РЦМЦСР» (Новосибирск). Напомним, это мнение лидера по наполнению ФГИС ЦС и одного из семи прогрессивных регионов, кто в ближайшие дни переходят на ресурсно-индексный метод расчета, чтобы повести за собой страну:
«В расчетах все еще есть шероховатости. Но важно отметить, что при переходе на РИМ мы должны стать важными участниками наполнения ФГИС ЦС. Индексы по группам ресурсов все-таки не до конца отражают стоимость определенных ресурсов. Там могут быть погрешности. И теперь необходимо активно наполнять ФГИС ЦС. Просим помощи от СРО в популяризации среди своих членов в вопросах наполнения ФГИС ЦС. Нам, как органам исполнительной власти, добавлена возможность наполнения базы самостоятельно путем публикации цен оптовых поставщиков. Мы, как субъект, столкнулись со сложностью: есть крупные компании нашего региона, которые являются дилерами не только строительных материалов на бюджетные объекты, но и на большинство строек региона. Выяснилось, что если не покупаешь материалы, то прайс-листы становятся платными. Если они не платные, то менеджеров штрафуют за ежеквартальную выдачу прайс-листов. Мы просим помощи в решении этого вопроса. Необходимо стимулирование ЮЛ и вовлечение в процесс. Если Минстрой готовит такие нормативные акты, мы готовы в них участвовать. Необходимые статистические данные, расчеты — мы готовы подготавливать. Без этого сделать базу полной практически невозможно!
Самое главное, чего необходимо было достичь путем этого расчета — нивелировать затраты внутри цены самого объекта. Мы все знаем, что при строительстве любого здания с применением существующих индексов по элементам прямых затрат присутствует определенное занижение стоимости земляных, железобетонных работ и примерно соответствующие рынку работы по внутренним инженерным системам. Переход на РИМ все это сглаживает. В дальнейшем, при необходимости строить объекты этапами, разделять конкурсные процедуры на нескольких подрядчиков, все это будет делать проще, правильнее, целесообразнее. Конкурсы будут свершаться практически с первого раза/
Вся эта система рассчитана на строительство по госконтрактам. Но мы же понимаем, что крупные игроки строительного рынка - это все-таки коммерческие предприятия. Если мы с вами вовлечем их в нашу систему ценообразования, заинтересуем нашими методами расчета, использования ФГИС ЦС, новой базы ФСНБ-2022, РИМ, они помогут нам увеличить наполнение всех баз и приблизить к рыночной стоимости строительства объектов».
Мы с 2019 года об этом пишем и предлагаем варианты решения!! Помнится, даже президент НОСТРОЙ год назад тоже аккуратно констатировал сей странный факт: «У застройщиков есть своя база и классификаторы. Коммерческое строительство идет на шаг впереди, есть крупные компании, у них другой метод составления стоимости и для них это не актуально». Еще раз напомним: если застройщики работают по 214 ФЗ, должны сметы считать в госнормативах, а банки должны их финансировать в госнормативах!
Результаты сравнительной аналитики расчетов по БИМ и РИМ
Мероприятия по проведению полноценного анализа изменения стоимости строительства объектов, определенной ресурсно-индексным методом, относительно стоимости, рассчитанной базисно-индексным методом. В ходе подготовительной работы и «пилотирования» выполнен пересчет порядка 10 объектов, выявленные перекосы устранены.
Результаты сравнительной аналитики расчетов сметной стоимости строительства объектов капитального строительства базисно-индексным и ресурсно-индексным методами в Новосибирской области (лидер в наполнении ФГИС ЦС и один из 7 пилотных регионов, которые перейдут с 25 февраля на РИМ). За основу брали объекты, получившие положительно заключение госэкспертизы. По идее, такие расчеты следует провести каждому региону. Не только, чтобы убедиться в корректности и отчитаться, но и реально убедиться в объективности и отсутствии перекосов.
Существующий порядок определения НМЦК, формирования и изменения условия и цены контракта
Порядок расчета коэффициента корректировки ККор
Подписывайтесь на Telegram-канал «Просто о сметах» и отправляйте ссылку на него коллегам, ведь именно там: многие другие новости, анонсы и обзоры в сфере ценообразования, сметного дела, BIM и всего, что нас с вами касается. Оперативно и без купюр...
Всего лишь одна просьба: не быть в режиме «read only». Поэтому, пишите!! Ждем обратную связь!
Предыдущая новость:
Зачем приостанавливать действие 44-ФЗ для строек государственного заказа?
Следующая новость:
Ресурсно-индексный метод: официально-пунктуальный старт