Переход на ресурсно-индексный метод - чего ждать в ценообразовании стройки
С 1 января 2023 года отрасль переходит на ресурсно-индексный метод ценообразования в строительстве, подкрепленный новой сметно-нормативной базой. Внедрение нового метода поможет сделать расценки в строительстве более достоверными и соответствующими рыночным реалиям. Ключевая задача этого метода – максимально приблизить стоимость работ по объектам капитального строительства к рыночной стоимости, а основное преимущество нового метода в том, что он значительно повышает точность и достоверность определения стоимости контракта.
Переход на ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости строительства - I кв 2023. Ожидаемые Минстроем изменения и эффект для стройкомплекса
Ожидаемый эффект от перехода:
Модель расчета сметной стоимости строительства с 2023 года
Текущее состояние
Статус готовности субъектов РФ к переходу на ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости строительства: субъекты, системно не предоставляющие обосновывающие документы к отчетным данным и документы низкого качества
Среди лучших регионов, которые готовы к переходу на ресурсно-индексный метод: Сахалин, Приморский край, Новосибирская, Курская, Ивановская области. Всего таких порядка 20-30 субъектов.
Все субъекты должны перейти на ресурсно-индексный метод ценообразования до III кв. 2023.
Подготовлены изменения в ПП 145, когда новые проекты будут делаться ресурсно-индексным методом, а изменения в текущие или доработка велись в старом, базисно-индексном методе. Фактически придется публиковать укрупненные индексы и к новой базе.
Те методы и инструменты ценообразования, которые сегодня работают, позволят перейти нам с 2023 года на ресурсно-индексный метод. А дальше – зависит от субъектов: метод будет ресурсный или больше индексный. Чем больше прямых цен будет в системе, тем точнее будет метод. Это прямая заинтересованность субъектов.
Условиями перехода является заявление субъекта и предоставление полного комплекта обосновывающих документов: минимум по 3 предложения по каждой позиции ценообразующих ресурсов. «Это крайне важно, мы будем это проверять».
Планируется приступить к созданию единой торговой площадки, интегрированной с ФГИС ЦС, с целью использования информации о фактической цене сделок купли-продажи строительных ресурсов, а также обеспечить переход на ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости строительства и осуществлять государственный мониторинг строительных ресурсов для контроля за ценами и оперативного реагирования на их изменение в целях недопущения негативного влияния на стоимость строительства.
Бодро, вдохновляюще, как всегда бессрочно… Фразы «приступить» и «обеспечить» - универсальны и не подразумевают конкретики. Что-то ничего не слышно об итогах пилота с переходом на ресурсно-индексный метод в выбранных для этого регионах (Липецк, Новосибирск, Иваново), не решена проблема наполнения ФГИС ЦС, не проводятся мероприятия по подготовке к переходу страны на новый метод расчета. Или опять - плавно, на 3-5 лет растянем? Про торговую площадку еще в июне говорили (согласно Плана Марата Хуснуллина предложения и ее концепт совместно с ФАС должны были быть готовы еще в IV кв. 2021), но ведь главное – захватывающий процесс!?
ФГИС ЦС статистика сентябрь 2022
- 16 425 ЮЛ и ИП в системе;
- 10 628 ЮЛ и ИП не представили информацию о ценах в предыдущем отчетном периоде;
- 5 797 представили информацию;
- 35,2% - наполняемость системы на сегодняшний день.
В среднем, динамика наполнения ФГИС ЦС по федеральным округам составляет чуть больше 48%, а по количеству позиций сводной номенклатуры ценообразующих строительных ресурсов немногим более 5%.
Сергей Лахаев, зам.начальника Главгосэкспертизы по ценообразованию:
«Очень низкая активность регионов в вопросах разработки новых норм для базы. Помимо госкомпаний, в этой работе активно участвуют только Кузбасс и Калининград. Если вы видите, что в вашем регионе применяются определенные специфические технологии, то эти нормы необходимо разрабатывать.
В 2019 году было поручение Президента [Срок – 1 октября 2019 г.] о создании в регионах центров ценообразования и мониторинга. Все субъекты отчитались, что такие центры созданы. К сожалению, в стране только 20-30 центров, которые являются центрами компетенций. В 30% случаев такие центры созданы на бумаге. Их нет! Это 1-2 закрепленных специалиста, которые формально выполняют свою работу. Никакие механизмы: ни в этом, ни в 2023 году без создания и эффективности таких центров для субъектов работать не будут! Не могу сказать, что «спасение утопающих – дело рук самих утопающих», но эффективно работающий центр в регионе – залог успеха по многим направлениям».
Самое грустное в этой новости то, что все эти годы про центры ценообразования говорили абсолютно тоже самое, их и тогда было 20 , а сам План реформы ценообразования в 2018 году по сообщениям ГГЭ поддержало 39 региональных центров компетенции из 35 регионов. Об этом мы пишем много лет, и Счетная палата отмечает в своем отчете, и предложения на эту тему были (например, коммерциализация РЦЦС в софинансировании с НОСТРОЙ или вообще отдать все на откуп рынку). Но воз и ныне там: в конце 2022 года - отсутствие финансирования и мотивации в регионах, негромко-скромно-дипломатичная констатация фактов со стороны ГГЭ. А дальше то что? Кто и как будет решать эту, отложенную до лучших времен проблему, которая тянет на дно за собой всё остальное?
ФГИС ЦС – недостаточность предоставляемых субъектами РФ данных для покрытия позиций сводной номенклатуры ценообразующих строительных ресурсов. Высокий процент количества предоставляющих сведения производителей по субъекту не приводит к высокой наполняемости данными по позициям СНЦСР.
Динамика цен на стройматериалы по данным Росстат и Главгосэкспертизы
Динамика цен на стройматериалы у производителей по данным Росстат
«Без активного участия субъектов добиться существенного роста наполняемости ФГИС ЦС мы все равно не сможем. Производителей ограниченное количество, без необходимой работы с ними на месте необходимой наполняемости не достигнуть. Важнейшим критерием является не количество производителей, подавших данные в систему, а количество хотя бы ценообразующих ресурсов, по которым есть данные в системы и которых достаточно для расчета сметных цен. Как раз этот показатель – невысокий.
Среди прямых мер стимулирования, которые необходимо законодательно принимать: когда по определенной номенклатуре в торгах не может принимать участие какой-либо производитель, не подавший данные в ФГИС ЦС. Все новые виды затрат, с которыми сталкиваются подрядчики, мы стараемся вносить в Методики.В ближайшие годы песок и щебень покупать на бирже не будут. Посредством «жалобной книги» на ФГИС ЦС в ФАС направлялось большое количество жалоб о ценах на стройматериалы. По итогам было возбуждено большое количество дел».
Региональные центры мониторинга
Сергей Лахаев: «Региональные центры – это не только мониторинг ресурсов и зарплата. Повышение производительности в стройке – это как раз те нормы затрат ресурсов на единицу работ, которые у нас есть. Активные региональные центры включаются в работу по пересмотру действующих норм. Где-то они завышены, где-то они занижены. Это как раз та сложная, интеллектуальная работа, где двумя специалистами в региональной экспертизе эту задачу точно не решить.
Конфликта при передаче функций центров мониторинга в региональные экспертизы интересов нет. Это имеет определенный синергетический эффект: работают и те, кто проверяет, и те, кто разрабатывают. Уже сложилась практика во многих субъектах, где были исторически очень сильные региональные центры, участвовавшие в разработке сборников, есть готовые центры мониторинга. Вот там создавать искусственно что-то новое смысла нет. Можно базироваться на том, что уже эффективно работало, как, например, в Новосибирске, Самаре, Томске».
Игорь Манылов: «Наличие рабочего собственного центра мониторинга и работающей системы – здесь можно доказать экономическую эффективность».
Роман Теленчинов (зам.губернатора Новосибирской обл. «Эффективность – это экономия для бюджета. А вот работа центра мониторинга для подрядчиков не эффективна и не выгодна. Для нас, для госслужащих – очень много ситуаций, когда Заказчики ошибаются в первоначальных вещах. Работа центра позволяет на этапе дополнительного контроля после всех экспертиз, после всего дополнительно мониторить и уменьшать сметную стоимость. Когда подписывается доп.соглашение, центр выступает с жесткой позицией: «здесь это можно, а здесь – нельзя». Я бы рекомендовал уделить внимание центрам в регионах. Сейчас количество людей в нашем центре, наоборот, увеличиваем до 30, потому что видим, его работа в будущем позволит региону экономить и строить вовремя объекты».
Игорь Манылов: «Ряд регионов говорят: «у нас ресурсов, денег, людей, мы не можем». Нужно решать вопрос с региональным Минфином по принципу «наручников», пристегнув ими себя к Минфину».
Сергей Музыченко: «Эффект, если посчитать, будет колоссальный. Нужно разговаривать с Минфином, они понимают только про деньги. Те 30 человек, которые сидят в Новосибирске, и мониторят сейчас ресурсы приносят пользу уже сейчас, а с переходом на ресурсно-индексный метод это будет иметь колоссальный эффект! Если посчитать, как сейчас субъекты работают «вслепую» и то, что им будет выдавать центр мониторинга, это абсолютно разные вещи. И то, что подрядчики недовольны, это не недовольство, это сверхприбыль, которая остается в бюджете и помогает нам достроить что-то другое. Это очень важно».
Заработная плата в стройотрасли
«Сегодня в смету закладывается ЗП на 22% больше, чем данные, которые дает Росстат по отрасли «Строительство» и даже чуть больше, чем в среднем по экономике. Это не та ЗП, которую конкретный работодатель должен платить конкретному работнику. К сожалению, это так, потому что трудовое законодательство. В прошлом квартале мы вышли на систему, когда 83 субъекта регулярно пересчитывают индексы расчетным методом. Лукавить не буду, несмотря на то, что 83 субъекта ежеквартально пересчитывают индексы сметной стоимости, за половину мы это делаем сами».
Новая ФСНБ-2022
Сергей Лахаев:
«Новая сметно-нормативная база впервые размещена в XML-формате, свободна для скачивания. Много лет определенные структуры занимались торговлей, это был какой-то секретный документ. Сейчас это все в открытом виде. Мало того, на портале экспертиз создан специальный трекер, который позволяет проверить сопоставимость баз, представляемых на экспертизу. Порядка 200 предложений поступило по новой базе ФСНБ-2022. База, которая увидит свет в конце этого года, даже от этой будет значительно отличаться».
Методические документы по ценообразованию в строительстве
В настоящее время на государственной регистрации в Минюсте России находятся:
- Методика определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капремонта, сноса объектов капстроительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ с использованием федеральных единичных расценок и их отдельных составляющих (приказ Минстроя № 648/пр от 08.08.2022)
- Методика определения сметных цен на затраты труда в строительстве (приказ Минстроя № 534/пр от 01.07.2022)
- Изменения, которые вносятся в приказ Минстроя № 841/пр от 23.12.2019 (приказ Минстроя от № 484/пр от 14.06.2022)
- Изменения в Методику определения сметной стоимости строительства или реконструкции объектов капстроительства, расположенных за пределами территории РФ, утв. приказом Минстроя № 317/пр от 15.06.2020 (приказ Минстроя 698/пр от 25.08.2022 №).
Заместитель начальника Управления разработки сметных нормативов Главгосэкспертизы России Оксана Гурьева: «Изменения, вносимые в методики, содержат дополнения и уточнения, сформированные на основании практики их применения.
Большинство типовых вопросов с комментариями и различная справочная информация размещаются в специальном разделе ФГИС ЦС.
https://fgiscs.minstroyrf.ru/#/faq
В случае планирования проведения каких-либо бесплатных мероприятий для профессионального сообщества вся информация о них будет размещена в ФГИС ЦС.
Все зарегистрированные Минюстом России Методики и изменения к Методикам по ценообразованию размещены в ФРСН https://fgiscs.minstroyrf.ru/#/frsn в хронологической последовательности».
Начальник Главгосэкспертизы России Игорь Манылов:
«Грубо говоря: доходность, прибыльность строителей обеспечена «серой» схемой. Можно в мутной воде иметь хорошую скрытую рентабельность. Вскрытие и переход на эту сложную технологически-интеллектуальную схему [ресурсно-индексный метод] начинает их загонять в тупик. Когда нас критикуют и крупные игроки начинают давить на систему ценообразования, мы говорим: если по нашей умной системе посчитано криво и не правильно, значит Вы знаете – сколько на самом деле? Объект по нашему стоит 1 млрд, а у вас – 1,5 млрд. Вы же заявляете это руководству страны, что такая ситуация? Принесите тогда [расчет], хоть на салфетках и мы посчитаем с калькулятором, как учит Марат Шакирзянович. И никто почему-то не несет. Вернее, попытки есть. Но когда начинаем считать, мы не доходим до этого разрыва. Этот переход [на ресурсно-индексный метод] будет выдавливать тех подрядчиков, которые не способны управлять своей внутренней эффективностью, используя по началу, может быть сложные механизмы. Это не «серые»\темные, а нормальные инструменты. Все средства для этого есть»
Вопрос:
Сегодня субъект при формировании отчетных данных о стоимости ресурсов не может увидеть какие данные в РТМ. И индексы, утверждаемые субъектом, отличаются от переданных данных субъектом в меньшую сторону. Не соблюдается принцип прозрачности. Индексы при переходе на ресурсно-индексный метод будут рассчитываться автоматически в информационной системе или вручную?
Ответ ГГЭ:
Принцип прозрачности будет соблюден в большей степени. Индексы к однородным группам будут публиковаться впрямую. Специальный механизм в ФГИС ЦС будет позволять при нажатии на позицию ресурсов в конкретном регионе наглядно увидеть: какие производители, поставщики подавали цены для определения стоимости такого ресурса. Но открывать по какой цене конкретный производитель дал данные в ФГИС ЦС, мы не можем и не будем. Потому что это закон, который нарушать нельзя и коммерческая тайна. Никому, включая органы исполнительной власти субъекта, мы не можем дать эти данные. Главгосэкспертиза оставляет за собой право в любом случае делать собственный мониторинг. Наша практика показала, что в 50% случаев без этого мониторинга индексы были бы раза в 2 выше, чем есть сегодня. Напомним, что со стороны других органов уже есть вопросы к тому, что мы сделали цены больше, чем они есть. Мы же считаем, что цены объективные, и не все пожелания регионов готовы учитывать.
Комментарий:
Конечно, индексы по результатам мониторинга ГГЭ в 2 раза ниже. Простейшая ситуация - отчитываемся в ГГЭ по перечню индикативных ресурсов (есть такой перечень из 21 ресурса), один из них это Металлоконструкции, стоимость которых в регионе составляет от 170-190 руб./кг за простейшие балки и от 230 руб./кг, если речь идет о решетчатых конструкциях.
В ответ от проверяющих из ГГЭ получаем замечание: «предоставьте КП со стоимостью не более чем 120-130 руб./кг.»
На наш вопрос «Где мы его возьмем и как вы себе это представляете, если у нас цена металлопроката 80-90 руб./кг, а его еще необходимо разметить, порезать, сварить, очистить, огрунтовать, проверить УЗ и выдать паспорт на изделие?» мы опять-таки от ГГЭ получаем КП от какого-то ИП-шника с требуемой ценой в 120-130 руб./кг.
Но вот незадача, мы с этим ИП-шником не можем связаться ни по телефону, ни по e-mail. А если все-таки удается выйти на связь с таким ИП-шником, то оказывается, что цена дана при условии заказа не менее 10-15 тонн. И?... А кто-нибудь проверял этого ИП-шника? Какой у него оборот по реализации? Как давно он на рынке? Конструкции какой ответственности он изготавливает - колонны, балки, фермы или простые навесы для террас? Если он работает в «черную», то конечно же он может предложить такую цену. Вот вам и мониторинг от ГГЭ, позволяющий снизить индексы в 2 раза от региональных расчетов. Не буду указывать регион, но накипело.
Самое неприятное в описанной выше ситуации, что ГГЭ не самостоятельно прикладывает к нашему мониторингу свои КП-шки, а требует, чтобы найденные ими одноразовые КП-шки регионы прикладывали от своего имени.
О пересмотре порядка пересчета сметной прибыли
«Сметная прибыль считается от ФОТ. Нормативный ФОТ вырос примерно на 30%. Мы хотим в следующем году фундаментально пересмотреть подход: прорабатываем механизм привязки СП и НР не только к оплате труда, а ко всем прямым затратам без стоимости материалов».
Зам. министра строительства Сергей Музыченко:
«Не ценообразование проблема, а управление стоимостью. Мы должны научиться управлять стоимостью, уйти от вопросов: «как же так, у меня не хватает средств на реализацию проекта. взял НЦС и ошибся или не ошибся, но все равно считаю, что не хватает денег». Мы постоянно упираемся в эту нехватку денег, превышение лимитов, возвраты назад, к корректировке проектов, удешевлению, удорожанию. Самое главное не просто работать над ценообразованием, а работать над управлением стоимостью».
Зам. руководителя Федерального казначейства Анна Катамадзе:
«Строительство – одна из наиболее рискоемких отраслей, за прошлые годы наблюдался существенный рост цен на строительные ресурсы, при этом принималось большое количество поправок в нормативные акты, позволяющих увеличивать цену контрактов, в связи с чем требуется выработать механизм формирования достоверного и прозрачного ценообразования».
Порядок определения НМЦК и изменение условий контракта
Минфин подтвердил продление действия механизма ПП 1315 на следующий 2023 год.
По тем объектам, по которым сформировали доп. соглашение и смету контракта, обратите внимание, если это сделано на основании Ккор, который Вам выдала экспертиза без пересмотра ранее выполненных работ до увеличения стоимости! Вернитесь к этому вопросу, пожалуйста, скорректируйтесь, пока к вам не пришли и не проверили. Это очень важный момент».
Сергей Лахаев:
«Мы предлагаем сделать возможность пересчета [цены контракта] на системной основе, разными способами. Подход к OpenBook – сложный снаряд. Есть подход, когда все до запятой определяется по факту, есть элементы. Это нормальная практика, которую нужно обсуждать и делать это на системной основе. Слыша чаяния коллег, и в меньшую сторону тоже. Если стоимость ресурсов уменьшится (а она по ряду позиций очень серьёзно уменьшалась), то тогда это нужно будет делать в меньшую сторону. Необходимо обеспечить объективность индекса-дефлятора Минэкономразвития. Большая работа в этом направлении ведется. Разработано уже 5 ресурсно-технологических моделей. Надеемся, что до конца года Минэкономразвития и Росстат мы добьём. И наконец-то в стройке появятся индексы-дефляторы, реально отражающие динамику изменений и в прогнозе, и по факту.
Пересчет в текущий уровень цен. Еще раз повторюсь, что берется один общий индекс и он умножается на базисную цену. Мы в день десятками получаем обращения, когда кто-то, в т. ч. и зам. губернаторов приносят табличку, в которой какой-то конкретный ресурс из 50 тыс. умножен на один укрупненный индекс, получена текущая цена и это является подтверждением: что все расценки плохие, вся база старая, к текущей жизни она не имеет никакого отношения. Особенно часто так делают подрядчики. Еще раз напоминаю: это один общий индекс. Так делать нельзя! Нельзя укрупненным индексом умножать на конкретный ресурс и получать какую-то цену. Попросите тогда подрядчиков умножить на такой же индекс окно из базы, уверен, что никто такую табличку вам не принесет».
Предлагаемые Главгосэкспертизой алгоритмы корректировки цены контракта:
1. С применением коэффициента корректировки к стоимости в уровне цен по сметной документации
2. Стоимость ценообразующих ресурсов принимается по фактическим затратам при приемке работ
Вопрос: Можно ли использовать прайс-листы в качестве документов, обосновывающих текущую стоимость материалов, с учетом изменений, внесенных в пункт 14 Методики 421/пр. приказом Минстроя России № 557/пр.?
Ответ: Под термином прейскурант (price-list) понимается официальное и (или) справочное издание, содержащее систематизированный перечень материалов, изделий, оборудования, производственных операций, услуг, с указанием цен, а иногда и кратких характеристик. Таким образом, термины прейскурант и прайс-лист имеют одинаковое значение, в связи с чем слово «прайс-лист» было исключено при подготовке изменений в Методику № 421/пр. Открытыми источниками информации являются любые печатные издания, а также сведения, размещаемые в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Для проведения конъюнктурного анализа может быть использована информация о текущих ценах, представляемая как в виде прейскурантов (прайс-листов), коммерческих предложений, так и в ином виде, в том числе получаемая из открытых источников. Источник: сайт ФГИС ЦС
Закупки в сфере строительства - нормы и особенности применения
Развитие системы ценообразования в рамках реализации Стратегии Главгосэкспертизы на ближайшие 3-5 лет
По материалам Telegram-канала "Просто о сметах"
Предыдущая новость:
Авторский курс по составлению смет с использованием BIM (ТИМ) в Санкт-Петербурге
Следующая новость:
Дневник II Международного строительного чемпионата WCC-2022