Ответы Минстроя и Главгосэкспертизы на вопросы о реформе ценообразования в строительстве
Год назад нам обещали:
- что повысится достоверность после организации мониторинга с индексами нового образца по статьям затрат (возможно с выделением отдельных индексов на ресурсы) с отдельными индексами на ценообразующие материалы и публикацией их во ФГИС ЦС;
- что утвердят к осени 2019 из-за «технической работы Минюста» более, чем 20 методик (в том числе по НР и СП). И многое другое…
Мы воспользовались отличной возможностью задать вопросы представителям Минстроя и Главгосэкспертизы в рамках международной выставки Batimat 2020.
Про новые прогрессивные, достоверные, пересчитанные индексы, которые полностью отражают действительность так, что от исполнителей на конкурсах по строительству бюджетных объектов, которым достаточно одного такого индекса на регион, будет не отбиться…
Про привязку ГЭСН к постоянно актуализирующемуся КСР и что с этим всем теперь делать. Про отсутствующие РТМ в открытом доступе… Про презентации и разъяснения представителей Минстроя с ответами на вопросы сообщества о реформе. Про потраченные деньги (и сколько их еще потребуется влить)? Про план реформы и научно-экспертный совет…
Тем более, что и тема круглого стола была не в бровь, а в глаз: «Работа с государством: партнерство или испытание? Ценообразование в строительстве» (в отличие от прошлого года, когда она звучала так: «Ценообразование в строительстве - залог развития строительной отрасли. Практические рекомендации». Действующие лица те же, что и в прошлом году. Перед этим на наши вопросы о Стратегии ценообразования в строительстве до 2030 года ответил заместитель министра строительства РФ Дмитрий Волков.
Тема очень актуальна для строителей, подрядчиков, проектировщиков, производителей и поставщиков материалов и технологий.
Ситуация с ценообразованием
Заместитель директора департамента ценообразования Минстроя (и попутно Председатель Комитета ОМОР РСС по ценообразованию и сметному нормированию в строительстве) Сергей Головин рассказал про текущее состояние реформы ценообразования в строительстве, разработку методических и нормативных документов в сфере ценообразования, про утвержденную базу 2020 года (правда в ценах 2000 года, но обещал пересчитать в текущих ценах), определение НМЦК и составление сметы контракта.
О доработке и планируемом выпуске методик Минстроя России, регламентирующих вопросы ценообразования в строительстве
- Методика определения величины накладных расходов в строительстве.
- Методика разработки и применения укрупненных нормативов цены строительства, а также порядка их утверждения.
- Методика расчета индексов изменения сметной стоимости строительства:
- учет заработной платы рабочих, занятых в строительной отрасли (расчетно-нормативным методом), с учетом положений, предусмотренных Отраслевым соглашением по строительству и промышленности строительных материалов на 2017 – 2020 годы, предусматривающим использование расчетного метода с использованием установленного прожиточного минимума в соответствующем субъекте, а также повышающих коэффициентов (в том числе районных) и надбавок к заработной плате;
- возможность разработки (пересчета) отраслевых Индексов, учитывающих экономические особенности отраслевого строительства (отраслевой заработной платы), которые могут быть разработаны как для субъекта в целом, так и частям территорий (зонам) субъектов РФ;
- использование при расчете Индексов данных о фактической стоимости строительных ресурсов, сформированных по результатам конъюнктурного анализа;
- изменение подходов к расчету индексов на проектные и изыскательские работы.
- Методика определения величины сметной прибыли в строительстве.
- Методика определения затрат на строительство временных зданий и сооружений.
- Методика определения дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время.
- Методика определения затрат, связанных с осуществлением строительно-монтажных работ вахтовым методом.
- Методика определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
- Методика разработки сметных нормативов на работы по инженерным изысканиям.
- Методика по разработке и применению нормативов трудноустранимых потерь и отходов материалов в строительстве.
- Методика определения затрат на службу заказчика.
- Методика определения сметных цен на эксплуатацию машин и механизмов.
- Методика применения нормативов на работы по подготовке проектной документации при определении сметной стоимости.
Начальник Управления сметного нормирования ФАУ «Главгосэкспертиза России» Андрей Савенков подробно и понятно остановился на порядке планирования, разработки, рассмотрения, экспертизы и утверждения сметных нормативов, вопросах формирования и ведения классификатора строительных ресурсов (смотрите приказ Минстроя России от 13 января 2020 года № 2/пр). О ежегодном планировании разработки (актуализации) сметных норм, методик нормативных затрат по инженерным изысканиям (СБЦ), собственно самих методик, необходимых для определения сметной стоимости. Очень профессиональное и подробное выступление, все «по-полочкам». Все бы так.
Рассказал о планах выпуска дополнения №1 к база ГЭСН и ФЕР 2020 до момента ввода ее в действие (до 31 марта 2020).
Представитель федерального казначейства — Начальник Управления по контролю в сфере контрактных отношений Беликова Елена рассказала о результатах контроля в сфере закупок по части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе и типичных нарушениях при подготовки исполнении госконтрактов, закупках в сфере строительства.
Основная часть финансовых нарушений — нарушения при исполнении контрактов. [Здесь стоит отметить, что прямо в тему пособие по проверкам в строительстве]
Заместитель начальника управления контроля строительства и природных ресурсов ФАС России рассказал о переходе субъектов градостроительных отношений к единой цифровой среде. О планах ФАС на базе ФГИС ЦС создать технологическую цифровую платформу в сфере строительных ресурсов, которая даст возможность производителям, поставщикам и покупателям совершать цифровые сделки купли-продаж строительных ресурсов на открытом рынке.
Начальник отдела нормотворчества и взаимодействия с территориальными органами Антон Селезнев рассказал о следующем:
- о контроле в сфере закупок и количестве нарушений в строительстве [складывается впечатление, что все строители плюнули и бросили жаловаться, так как в 2019 году по всей стране было всего 75 жалоб, из них только 29 признаны обоснованными];
- о способах снижения сговора и злоупотреблений при закупках по 223ФЗ;
- о планируемом введении рейтинга деловой репутации предпринимателей (высокий, базовый, низкий), планируемом внедрении переписки через ЕИС;
- о введении универсальной предквалификации на торгах, расширении специальной предквалификации (опыт исполнения не менее 20% НМЦК, автоматическая проверка поставщика, борьба с профессиональными жалобщиками);
- о том, что заказчик может принимать решение об одностороннем расторжении контракта, когда исполнитель теряет контракт и обеспечение по нему (до 30% от цены контракта) даже при признании исполнителя добросовестным и не включении его в реестр недобросовестных поставщиков (с предусмотренным правом обжаловать Исполнителем данное решение).
Наши вопросы к коллегам из Минстроя и их ответы
-
Почему так долго утверждали План реформы?
Ответ: Все дело было в вице-премьере, который его так долго согласовывал. Теперь у нас новый вице-премьер и все будет не так, как раньше.
- Кто в составе рабочих групп при Минстрое?
Ответ: Может записаться кто угодно - все, кто хотят. Около 100 человек в каждой рабочей группе: есть заказчики, подрядчики, контролирующие органы. [Примечание: Только никто не знает до сих пор кто эти люди и чем они конкретно занимаются - по традиции ни состава, ни отчетности нигде нет].
-
Что происходит с научно-экспертным советом при Минстрое, на результаты деятельности которого по анализу методик, баз, дополнений постоянно ссылаются в Главгосэкспертизе и Минстрое? Кто входит в его состав, по какому принципу отбирались эти люди, где результаты их работы на сайте Минстроя?
Ответ: а что там не так? Неужели ничего нет? Проверим, насколько актуальна информация.
-
Когда подрядчикам будет интересно участвовать в торгах?
Ответ: Процесс поступательный, начали с вопроса улучшения самих сметных нормативов, подошли к НМЦК и смете контракта. Теперь еще индексы. Без достоверного мониторинга цен регионами и изменении ситуации с индексами этого добиться невозможно. Изменение уровня зарплат (рост 10-20% по регионам) позволило пересмотреть все индексы (путем расчетного метода) в сторону увеличения.
Увеличение НМЦК с помощью новых индексов достигается не так быстро, как этого бы хотелось, регионам необходимо собрать достоверные данные о стоимости материалов, пересчитать заработную плату. Год-полтора и можно будет получить привлекательные контракты. [Если за это время строители не разорятся...] Скоро будет также опубликован подробный пример расчета НМЦК без использования сметных нормативов. Нас заверили, что органы власти и их сегодняшние представители — «не злобные чиновники». Все хотят прийти к тому, чтобы цена стала реальной, рыночной. Чтобы применение индексов, проверок максимально упростилось.
-
Что с ресурсным методом?
Ответ: Переход будет, даже возможно раньше. Сметчики уже на 50% работают ресурсным методом, когда составляют сметы по прайс-листам. Во ФГИС будет создан личный кабинет субъектов, добавится возможность подавать сведения от основных поставщиков торговых для расчета индексов будет использоваться для дальнейшего перехода на ресурсно-индексный метод. И 2022 года ждать не будем, если субъекты к этому будут готовы.
-
Почему в новой базе 2020 снижены трудозатраты?
Ответ: Эта проблема тянется с давних времен. Еще с разработки СНиР-91Р 1991 года, когда применяли поправочные коэффициенты. Л.Н. Подгорная, кстати, при разработке базы ТСН 98 года не допустила дублирования поправочных коэффициентов. И всегда заявляла, что в ГЭСН с учетом двойного учета дифференцированного коэффициента, были завышены трудозатраты. К сожалению, на федеральном уровне это ранее замалчивали. Получается, что в этот раз вернули справедливость, хоть это многим и не нравится. Да, есть такое, что после гармонизации с базой ТСН сделано это было не повсеместно, а лишь там, где затраты труда по ТСН-2001 оказались меньше, чем были в ГЭСН-2017. Думаем, как это решать…
-
Об утверждении (второй год) 23 новых методик.
Ответ: На сегодняшний день 6 - утвердили и зарегистрировали в Минюсте. Остальные методики находятся в разных стадиях согласования. Это непростой процесс, есть новые в принципе методики (определение стоимости за пределами территории России, на инженерные изыскания, определение НМЦК, составления сметы контракта).
Методик, которые еще на сегодня прошли согласование всеми ведомствами — 8 штук. Осталась последняя инстанция: юристы правового департамента Минстроя, «которым уже 17 редакцию правок дали...» [Вот кто, оказывается «серый кардинал», тормозящий реформу! Хотелось, чтобы подробно рассказали о планируемых в ближайшее время изменениях в новой редакции методики расчета индексов изменения сметной стоимости строительства. Учитывая острую «боль» субъектов по данному вопросу.]
-
Как относятся юристы к тому, что базу 2020, НЦС многократно перевыкладывали на сайт Минстроя?
Ответ: Мы про это с ними не разговаривали.
-
Что с методиками по НР и СП?
Ответ: Ждем в марте. Хороших изменений там ожидается много. Например, в перечень учтенных нормативами накладных расходов затрат теперь не будет входить банковская гарантия, расходы на добровольное страхование страховых рисков объектов, производимых по требованию заказчика. Исключение понижающих коэффициентов к нормативам накладных расходов 0,85 и 0,94. Благодаря росту ЗП размер НР также возрастет.
-
О ситуации с базой 2020
Ответ: [до момента ввода в действие базы - 31/03/2020] Совсем скоро выйдет дополнение №1 к базе ГЭСН и ФЕР в редакции 2020 года - порядка 800 расценок.
Более 300 новых интересных норм и технологий. Из них — около 120 нормативов разработали специалисты ГГЭ. Разработка новых нормативов подразумевает социальную направленность для реализации национальных проектов.
Проведена большая работа, много изменений, актуализаций. Базу специально выпустили раньше, чтобы получить обратную связь от разработчиков сметных программ, сообщества. Все ошибки будут исправлены (где какие строчки, тексты, таблички поплыли) замечания и корректировки будут учтены в дополнении №1.
Классификатор строительных ресурсов (КСР) и федеральный сборник сметных цен (ФССЦ) также будут коррелироваться.
-
Когда пересчитаете базу 2020 в ценах 2020?
Ответ: Можно хоть сейчас рассчитать ФЕР в уровне 2020 для Мособласти, но что делать с регионами? Существует реальная проблема с достоверностью мониторинга в регионах и мы занимаемся ее решением. Один Минстрой без активного участия регионов эту проблему не решит.
-
Когда будут обещанные индексы к элементам затрат?
Ответ: планируем выпустить в течение года ежеквартальные. Многое опять же зависит от качества работы регионов.
А вы готовы к изменениям?
Заказать новую базу ГЭСН и ФЕР 2020
По материалам Telegram-канала «Просто о сметах». При перепечатке ссылка обязательна.
От редакции: На прошлой неделе Президент нам говорит про «...стабильность, спокойное развитие страны, побольше уверенности в себя, побольше ресурсов всяких, жирка, что называется...»
А сегодня уже не до жиру — быть бы живу...
Многое «застряло» с прошлого года. Обещания прошлого года остались обещаниями. Реформа и выпуск методик затягивается... Прекрасный повод под предлогом не только коронавируса, но и упавшего курса рубля чиновникам вообще ничего не делать. Что будет со строителями с их повышенными индексами, пересчетом базы 2020 (теперь вообще не пересчитывать? а если считать, то в каких ценах? до обвала или подождать ЧТО будет после? Минстрой как знал)...
Теперь ответы на все эти вопросы не знает никто...
Да кому теперь до них есть дело? Тут проблемы поважнее.
Предыдущая новость:
О стратегии развития ценообразования строительства без сметного сообщества
Следующая новость:
На «удалёнке» со сметчиками. Вместе: на карантине и в кризис