Ответы ГГЭ на вопросы сметного сообщества
1. Хотелось бы услышать результаты работы казахстанских коллег использования только сметно-нормативной базы при ценообразовании. Возможно ли у нас в стране пойти таким путем (пусть в экспериментальном режиме по отдельным разделам базы) и отменить конъюнктурный анализ (прайс-листы)? Если ресурс в проекте не вписан, то ты не можешь взять КА). Зачем выполнять КА и на общеотраслевые ресурсы?
2. Как уйти от КА? Можете уточнить: сколько ресурсов из КА зашло в новую нормативную базу ФСНБ-2022 по результатам загрузки XML КА? Проверяют ли эксперты достоверность загруженных данных?
Ответ на 1 и 2 вопросы: В соответствии с действующей методологией определения сметной стоимости строительства ресурсно-индексным методом основными инструментами ценообразования являются прямые сметные цены строительных ресурсов из ФГИС ЦС, а в случае их отсутствия - сметные цены в базисном уровне из сборника сметных цен по состоянию на 01.01.2022 в составе ФСНБ-2022, с индексами изменения сметной стоимости строительства по группам однородных ресурсов (Индексы ГОСР). При отсутствии информации о сметных ценах в ФГИС ЦС и сборнике сметных цен по отдельным строительным ресурсам их сметная цена формируется на основании данных конъюнктурного анализа. Необходимо отметить, что Учреждением на системной основе проводится анализ проектной документации, получившей положительное заключение экспертизы, в части выявления наиболее востребованных строительных ресурсов, сметные цены которых определяются на основании данных конъюнктурного анализа, с целью дальнейшего включения таких ресурсов в сборники сметных цен. Следовательно, количество строительных ресурсов, используемых в современных строительных технологиях и учитываемых в проектно-сметной документации на основе конъюнктурного анализа, постепенно и целенаправленно сокращается, а после завершения работ по созданию базы данных конъюнктурного анализа, проводимых в настоящее время, этот процесс будет значительно ускорен.
Учитывая изложенное, в настоящее время изменение принципов определения сметной стоимости не планируется.
Кроме того, Главгосэкспертизой постоянно проводятся мероприятия по дополнению сборников сметных цен (ФСБЦ, ФСЭМ) в целях снижения количества ресурсов, по которым в сметной документации выполняется КА.
Документы для проведения государственной экспертизы представляются в соответствии с пунктом 13 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145.
При проверке достоверности определения сметной стоимости выполняется проверка наличия в составе проектной документации результатов конъюнктурного анализа, их изучение и оценка в части количества анализируемых при выполнении конъюнктурного анализа предложений производителей и (или) поставщиков соответствующих материальных ресурсов и оборудования, соответствия требованиям по их оформлению, а также в части правильности выбора ценового предложения в качестве наиболее экономичного варианта.
При этом достоверность вариантов цен производителей и (или) поставщиков соответствующих материальных ресурсов и оборудования, представленных в качестве результатов конъюнктурного анализа, является ответственностью заказчика.
3. Все знают, что на сметчика сейчас практически нигде не обучают. А в отрасли - кадровый голод и нехватка кадров. Которая только усугубится тем, что страна перешла на РИМ. Очевидно, что значительное поколение возрастных сметчиков будет не готово работать по новым правилам. Что предпринимается в этом направлении?
Ответ: По информации от экспертов отрасли, трудоемкость составления смет в РИМ по сравнению с БИМ не изменилась. А благодаря информационной и обучающей деятельности Минстроя и ФАУ «Главгосэкспертиза России» понять основные отличия не составляет труда, поэтому адаптация проходит с минимальными временными затратами. Для удобства сметчиков в ФГИС ЦС создан специализированный информационный портал РИМ https://fgiscs.minstroyrf.ru/RimDefinitionEstimatedCost, который оперативно пополняется по запросам пользователей с различных площадок. Как только появляется запрос на разъяснение или пример документа, мы стараемся оперативно проработать вопрос и опубликовать материалы в ФГИС ЦС.
Специальности «сметчик» в вузах действительно нет. Но есть направления, где студенты изучают сметное дело и экономику строительства:
- Программы бакалавриата строительной направленности: «Промышленное и гражданское строительство», «Стоимостной инжиниринг в строительстве»;
- Программа бакалавриата экономической направленности: «Экономика и управление инвестиционно-строительной деятельностью»;
- Программы магистратуры: «Технология, организация и экономика строительства», «Инвестиционно-строительный инжиниринг».
Кроме того, получить соответствующую квалификацию можно на курсах профессиональной переподготовки, которые есть при различных вузах страны. После обучения выдают диплом государственного образца или удостоверение о прохождении курсов. Однако вначале нужно получить строительную специальность по одному из направлений. Дисциплину «Сметное дело в строительстве» студенты изучают на 3-4 курсе бакалавриата. В программу входит изучение законодательства, сметно-нормативной базы ценообразования.
Кроме того, в настоящее время существует множество программ повышения квалификации по вопросам ценообразования и сметного нормирования в строительстве, где специалисты могут повысить уровень профессиональных знаний и практических навыков.
Следует отметить, что приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11 марта 2024 г. № 97н утвержден профессиональный стандарт «Специалист по сметному ценообразованию на этапе архитектурно-строительного проектирования» (зарегистрирован Минюстом России 15 апреля 2024 г., регистрационный № 77882). Основной целью данного вида профессиональной деятельности является определение сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на этапе архитектурно-строительного проектирования. При этом перечень специальностей, предусмотренных указанным стандартом, соответствует Общероссийскому классификатору специальностей по образованию ОК 009-2016, принятому и введенному в действие приказом Росстандарта от 08.12.2016 № 2007-ст.
4. Сметная документация превращается в открытую, в том числе для всех проверяющих, огромную книгу. Где-то даже читаемую. Таким образом, заказчик, неверно рассчитав и определив НМЦК в РИМ, фактически ставит себя под удар перед проверяющими: т.к. смету теперь легче прочитать. Да, мы все знаем про смету контракта, но начальная цена, определённая не всегда методически подготовленным заказчиком, приводит к плачевным последствиям в первую очередь для него. Что с этим делать?
Ответ: Учиться и сметы правильно составлять. В части проверки у нас есть новое решение, которое не связано с алгоритмами и нормативными базами ни одной из существующих сметных программ и создавалось не как сметная программа, а как инструмент для проверки сметной документации, программа так и называется – Комплекс проверки сметных расчетов (КПСР). Если не хотите, чтобы проверяющие «нашли» – правильно составляйте, а при проверке пользуйтесь инструментами проверяющих.
Следует отметить, что основной задачей совершенствования ценообразования в строительной отрасли Российской Федерации является повышение достоверности определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства.
5. Существует реальная проблема привязки реальных материалов из ПД к тем ресурсам, что в ФСНБ-2022 (проблема наименований. Необходимо расширение КСР/ФССЦ - наименования, масса, доп.параметры расширения). Что предпринимается в этом направлении?
Ответ: Работа по актуализации сборников сметных цен строительных ресурсов ФСНБ-2022 осуществляется ежеквартально на постоянной основе, включая уточнение при необходимости наименований (характеристик) строительных ресурсов.
Вместе с тем следует отметить, что наименования строительных ресурсов для включения в сборники сметных цен и классификатор строительных ресурсов формируются в строгом соответствии с нормативно-технической документацией (ГОСТ, ТУ), включая сведения о потребительских свойствах и иных характеристиках строительного ресурса, в том числе функциональных, технических, качественных, эксплуатационных (при необходимости), для однозначной идентификации строительного ресурса, и с учетом требований ФАС России. А именно – в наименование строительного ресурса не допускается включение характеристик, указывающих на конкретного производителя, импортера или поставщика (наименование изготовителя, марки, выпускаемой конкретным производителем, технических характеристик, не предусмотренных действующей НТД).
6. Одна из мер скорейшего перехода на РИМ, а также снижения нагрузки на специалистов блока ценообразования Минстроя и Главгосэкспертизы - это повышение грамотности пользователей и их информированности. Для этих целей на сайте ФГИС ЦС создан прекрасный раздел. Но почему-то на данном ресурсе до сих пор нет уведомлений (информации) и подписки на обновление документов и соответствующей рассылки материалов на эл.почту, а также мобильной версии ресурса. Когда планируется это реализовать?
Ответ: Спасибо за высокую оценку реализации специализированного информационного сервиса РИМ, мы видим интерес к этому сервису по обратной связи от сметного сообщества, количеству посещений пользователями, быстроте реакции пользователей на появление новых презентационных материалов и примеров. Подписка на обновление информации давно существует в ФГИС ЦС и она работает – необходимо просто нажать на «Подписаться на обновления» внизу справа портала ФГИС ЦС, указать свой электронный адрес и выбрать интересующие разделы: https://fgiscs.minstroyrf.ru/Subscription.
В связи с появлением новых разделов на сайте идет доработка возможностей подписки, обновление контента информационного сервиса РИМ будет добавлено в блок «База знаний».
В части обновления мобильной версии ФГИС ЦС планируется провести работы в 2025-2026 годах. Но учитывая объем и масштабность размещаемой информации, ждать от мобильной версии большого функционала не стоит – данные из ФГИС ЦС практически не используются при работе на телефонах и планшетах, именно поэтому модернизация мобильной версии не находилась в перечне приоритетных задач.
7. Схемы XML Минстроя РФ не успевают за Методиками и Приказами (и наоборот: схема вышла, а методика - нет). Что планируется предпринять, чтобы решить эту проблему, которая мешает корректной проверке сметной документации и полноценной цифровизации отрасли?
Ответ: Разрабатывать XML-схемы без готовой методики (или изменений к ней) не рационально из-за возможных изменений при ее согласовании, а также рассмотрения Минюстом России перед регистрацией. При этом, конечно, все предлагаемые изменения в методики заранее прорабатываются для возможности их учета в XML-схемах. Логично выглядит вступление в силу изменений в Методику сразу после (или вместе с/одновременно с) вступления в силу XML-схем. Вопрос не так прост, как кажется, ведется его проработка.
При этом сейчас XML-схемы сметных документов вступают в силу через 3 месяца после опубликования - это сделано для того, чтобы все разработчики прикладного ПО успевали адаптироваться к новым требованиям. Для учета методических изменений в программах также стоило бы дать время на анализ и разработку: чтобы методики не вступали в силу практически сразу, а было время, аналогичное тому, которое дается на внедрение в системы новых XML-схем после их опубликования.
8. НОСТРОЙ, Минстрой и Минпромторг трансформируют Каталог импортозамещающих строительных материалов и оборудования в Реестр добросовестных производителей стройматериалов (НРДП). Совершенно логичным критерием попадания в реестр должно быть не только присутствие производителя в ФГИС ЦС, но и регулярная передача им достоверных данных о стоимости материалов. Планируется ли инициатива внести данное требования к поставщикам, которые хотят быть представлены в НРДП?
Ответ: Согласны, что в понятие «добросовестности» в данном случае должна входить, в том числе и постоянная передача информации, необходимая государству. Практически все организации из указанного реестра находятся в перечне ФГИС ЦС и, согласно постановлению Правительства Российской Федерации № 1452 «О мониторинге цен строительных ресурсов», обязаны размещать в системе информацию. При этом данные о размещении открыты (см. раздел «Мониторинг цен строительных ресурсов» https://fgiscs.minstroyrf.ru/monitoring – справа можно использовать необходимые фильтры) и могут быть использованы при формировании любых реестров.
9. Главгосэкспертиза совместно с Минстроем России продолжает работу по созданию агрегированного ресурса для сбора информации о ценах в автоматизированном режиме - интеграционной платформы-агрегатора торговых площадок. В современных реалиях данные о фактических сделках на строительном рынке – один из самых перспективных источников информации о ценах. Расскажите, пожалуйста, подробности о данной платформе, механизме ее работы и планируемом запуске.
Ответ: Вопрос создания Агрегатора на текущий момент проработан Минстроем, ведется предварительное рассмотрение Правительством Российской Федерации возможностей его создания. Дополнительно рассматривается возможность сбора информации о строительных ресурсах, допущенных или планируемых к допуску на биржевых торгах.
10. Какие меры стимулирования и поощрения поставщиков и производителей запланированы для повышения наполняемости ФГИС ЦС?
Ответ: Все предложения по стимулированию и поощрению поставщиков и производителей направлялись в Минстрой России и в настоящее время рассматриваются. Окончательное решение по их использованию примет Правительство Российской Федерации.
11. Планируется ли возродить НЦКР, о котором говорят с 2020 года? Это ведь решение многих проблем как с ТИМ, так сметой контракта.
Ответ: Пока речи об этом нет. НЦКР – это показатель, который определяет стоимость конкретного конструктивного элемента. Чтобы эту стоимость определить, надо сначала определить перечень самих НЦКР, виды и объемы работ, которые выполняются, чтобы создать конкретный элемент здания и сооружения. Но, учитывая значительные отличия в конструктивных решениях аналогичных объектов в разных регионах страны, эта работа очень непростая.
Сейчас ведется работа по определению типовых проектных решений, что позволит сократить вариативность их использования в различных объектах. Возможно, после определения типовых решений Правительство Российской Федерации и Минстрой России вернутся к вопросу по разработке НЦКР.
12. Государство предоставляет льготные условия поддержки для застройщиков, которые работают по 214 ФЗ, с использованием программ льготной ипотеки, выкупа недвижимости государством, маткапитала и т.п. Но почему достоверность стоимости в этих проектах не проверяется с использованием госнормативов? Если у нас справедливое ценообразование, то может быть выйти с инициативой, чтобы такие проекты проходили проверку достоверности в Главгосэкспертизе? Тем самым, у нас и заказчики грамотные появятся, и банки помогут наполнить тот же ФГИС ЦС, и деньги государства не будут рассчитываться в сметной документации по коммерческим расценкам.
Ответ: В соответствии с частью 2 статьи 8.3 и пунктом 2 части 5 статьи 49 ГрК РФ, с 1 января 2019 года в предмет экспертизы проектной документации включается проверка достоверности определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов.
Определение сметной стоимости по таким объектам осуществляется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в ФРСН, и сметных цен строительных ресурсов.
Следует отметить, что Федеральный закон от 30.12.2004 №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств, для возмещения затрат на такое строительство и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.
Порядок использования денежных средств застройщиком определен в статье 18 указанного федерального закона.
Таким образом, проверка достоверности определения стоимости строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости с привлечением средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости не предусмотрена ГрК РФ.
При этом, в соответствии с положениями ГрК РФ, определение сметной стоимости строительства таких объектов может определяться с применением сметных нормативов, сведения о которых включены в ФРСН, и сметных цен строительных ресурсов, если это предусмотрено федеральным законом или договором.
13. Расскажите, пжл, про механизм гибкого реагирования на изменение цен на строительные ресурсы и пересчет стоимости работ в обязательном порядке - отечественную версию OpenBook, чтобы оперативно реагировать на существенные изменения цен строительных ресурсов на рынке. Когда планируется его утвердить и ввести в действие? Предусматривается ли схемой «обратный» вариант, когда стоимость ресурсов снизилась? Насколько известно, речь шла о 5 новых индексах-дефляторах? Ведь ценность РИМ без "плавающей" цены контракта значительно ниже - трудозатраты возрастают колоссально. Уточнение структуры стоимости подрядчикам на "под ключ" неважно - они-то со своими субподрядчиками работают, как правило, безо всяких смет - по твёрдым ценам или по "укрупнёнке". Как только (и если) вводится плавающая цена контракта, тогда РИМ и станет реально полезным инструментом, так как начнёт давать отдачу, измеримую в деньгах.
Ответ: Минстроем России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в настоящее время прорабатывается вопрос об использовании концепции «открытая книга» при реализации государственных и муниципальных контрактов. Использование такой концепции позволит пересчитывать цену контракта в связи с ростом или снижением стоимости строительных ресурсов. Пока рассматривается двухэтапный процесс корректировки цены. На первом этапе пересчет цены контракта будет связан с пересчетом стоимости невыполненных работ с использованием уточненных Минэкономразвития России индексов-дефляторов. На втором этапе будет осуществляться пересчет стоимости выполненных работ при существенном отклонении фактических ценовых параметров ресурсов от предусмотренных контрактом как в большую, так и в меньшую сторону. Для этого предлагается установить индикаторы, определяемые как отношение фактического индекса цен по видам объектов строительства, рассчитанного по разработанным ресурсно-технологическим моделям Росстатом за отчетный период, к аналогичному прогнозному дефлятору, рассчитанному по таким же моделям Минэкономразвития России для этого же периода.
В случае, если отклонение этих величин составит более определенного процента(как в большую, так и в меньшую сторону), цена контракта может быть скорректирована в части выполненных работ.
Ресурсно-технологические модели, необходимые для расчета индексов цен Росстатом и индексов-дефляторов Минэкономразвития России и учитывающие специфику строительства различных объектов, уже разработаны, согласованы Минстроем России и включены в методологию Росстата по расчету индексов цен.
14. Внедрение для сметного сообщества и экспертов единой справочной системы с верифицированными ответами на часто задаваемые вопросы уже давно назрело. Это поможет внести еще большую ясность и снизить число обращений, что позволит вместо утомительной переписки заниматься всем участникам непосредственным применением нормативно-справочной информации в вопросах определения сметной стоимости строительства. Сообществу ее очень не хватает. Необходимо всего лишь аккумулировать разъяснения регулятора и Главгосэкспертизы на сайтах Минстроя, ГГЭ, ФГИС ЦС, ответы на типовые вопросы в переписке. Это очень упростит жизнь заказчиков и подрядчиков, а также самих экспертов. Есть предложение ее создать совместно с НОСТРОЙ и НОПРИЗ. Как Вы к этому относитесь и готовы ли поддержать эту инициативу?
Ответ: По нашему мнению, справочная система уже создана и это - ФГИС ЦС. Там аккумулируется информация и по сметным нормам, и по методикам, по НЦС, индексам и сметным ценам. На ней же размещено большое количество информационных материалов для практической помощи сметчикам (это и обучающие видеоролики, презентационные материалы, ответы на типовые вопросы, примеры расчетов и иная полезная справочная информация). Информация в ФГИС ЦС постоянно обновляется и актуализируется, система развивается, в том числе с учетом предложений участников строительного процесса. И самое главное, доступ туда имеют даже те, у кого нет сметного ПО.
Тем не менее, мы приветствуем создание любых дополнительных систем, которые будут помогать сметному сообществу.
15. Текущие XML-схемы, предназначенные для передачи ЛСР на госэкспертизу, предполагают наличие ссылок на элементы цифровой информационной модели. Блок данных, содержащий эти ссылки, сейчас не является обязательным для выгрузки. Грубо говоря, это цифра «0». Всего лишь заменив ее на «1», можно дать мощный толчок для перехода на ТИМ не только среди специалистов сметного дела, но и отрасли в целом. Что мешает сделать выгрузку этих данных обязательной, чтобы использовать их в полном объеме для проектов, выполняемых с использованием ТИМ при проверке достоверности сметной стоимости (XML+IFC)? Тем самым бонусом получаем возможность сокращения сроков прохождения экспертизы на предмет определения достоверности сметной стоимости объекта капитального строительства при наличии цифровой информационной модели в проектах, выполняемых с обязательным использованием ТИМ и связке со сметной документацией.
Ответ: Сначала необходимо провести анализ, к чему именно это может привести. Переход на ТИМ заменой одной цифры на другую невозможен. Готовы ли к такому все программные комплексы, специалисты, которые в них работают, законодательная база? Необходимо проведение вдумчивой и планомерной работы, чтобы не остановить уже существующие процессы всего лишь одним нажатием...
16. ПП №87 РФ предусматривает наличие Пояснительной записки к сметной документации (п. 28 Положения). Почему нет схемы XML ПЗ к сметной документации? Как и нет xml - схемы ЛСР на ПИР. Когда планируется их реализовать?
Ответ: Мгновенно сделать XML-схемы для всей документации просто невозможно. ФАУ «Главгосэкспертиза России», Минстрой России и другие задействованные в процессе организации практически каждый месяц рассматривают новые XML-схемы на заседаниях специально созданной подгруппы. Часть проектных схем даже публикуется на сайте Минстроя России: https://www.minstroyrf.gov.ru/tim/xml-skhemy/.
Пояснительная записка к сметной документации также будет подготовлена и рассмотрена. В части XML для ПИР сначала необходимо провести работу по подготовке и утверждению необходимых сборников нормативных затрат и перевода их в машиночитаемый формат, а потом уже делать схему (она достаточно сложная для реализации). Указанные работы планируется начать в 2025 году.
17. Будут ли пересчитываться базисные цены федеральной сметно-нормативной базы или так и будем несколько лет индексировать относительно цен января 2022 года?
Ответ: На текущий момент необходимость в пересмотре даты определения базисного уровня цен отсутствует.
18. Как вы относитесь к предложению принимать прайс-листы (КА) от не подавших сведения в ФГИС ЦС, а если Закупать по всей цепочке у тех, кто есть в ФГИС ЦС? Еще в 2021 г от представителей Минстроя РФ была инициатива, что если от одной и той же организации 2 раза представлено предложение для КА и организации нет во ФГИС ЦС, то она сразу должна подать заявку на включение в перечень, раз она является производителем или поставщиком и представить данные по переданной номенклатуре КА.
Ответ: С переходом на ресурсно-индексный метод и XML-формат появилась возможность определять таких юридических лиц, которые отсутствуют в ФГИС ЦС, но систематически предоставляют КП для использования в проектной документации для целей проведения КА. В будущем, после согласования алгоритма работы с такими юридическими лицами в Минстрое России и правительстве Российской Федерации возможны изменения в подходах формирования перечня юридических лиц в ФГИС ЦС.
19. Для пересчета смет из старой редакции (2020) в новую использовались адаптационные таблицы соответствий из БИМ в РИМ. Ключи соответствия строительных ресурсов от сборников ФССЦ-2001 к ФСБЦ-2022 (ключи перехода ФССЦ-ФСБЦ) последний раз выпускались к ФСНБ-2022 доп.5. Сейчас уже доп.11. Почему не выходят новые, это же ускоряет и облегчает составление сметной документации (наравне с технологическими группами строительных ресурсов)?
Ответ: В связи с переходом всех субъектов Российской Федерации с 25.02.2024 года на ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости строительства и формированием сметной документации в новом уровне базисных цен на 01.01.2022 с каждым кварталом востребованность ключей соответствия строительных ресурсов от сборников ФССЦ-2001 к ФСБЦ-2022 снижалась и в настоящее время формирование таких ключей прекращено.
20. Переход на РИМ завершен, можно ли в нем застрять на годы и есть ли план Б на этот счет, а также новая Дорожная карта?
Ответ: Мы постоянно работаем над увеличением количества прямых сметных цен строительных ресурсов, размещаемых в ФГИС ЦС. В этой работе задействованы органы исполнительной власти, региональные центры, производители и поставщики строительных ресурсов. Как и в любой другой работе бывают нюансы, и мы с ними работаем. Но надо понимать, что 100% ресурсного метода, когда цена каждого строительного ресурса ежеквартально размещается в ФГИС ЦС, в настоящее время достигнуть невозможно. Переход к ресурсному методу будет происходить незаметно для пользователя по мере выравнивания количества ресурсов нормативной базы и ценовой информации, передаваемой юридическими лицами в ФГИС ЦС.
Тем не менее уже существует проект плана мероприятий по дальнейшему совершенствованию ценообразования в строительной отрасли Российской Федерации, который находится на согласовании в различных федеральных органах исполнительной власти Российской Федерации.
Можно отметить, что текущая методология не требует изменений для перехода к ресурсному методу определения стоимости строительства, любая организация, производящая строительные или ремонтные работы, может перейти на ресурсный метод, предложив своим поставщикам методично передавать сведения в ФГИС ЦС.
21. Изменения в 115/пр дают возможность (право) Главгосэкспертизе на использование проектов (а заодно и возможно информационных моделей) в составе ТПД? И что предполагается делать со сметной документацией, в т.ч. в XML к этим проектам? Это будет доступно для типового проектирования и пересчета документации? Очевидно, что такое решение сильно ускорит сроки и сильно разгрузит Заказчиков.
Ответ: В настоящее время указанный вопрос прорабатывается.
22. Стадия П - это потенциальная яма для бюджета. Проблемы на стройке из-за этого. Проектирование = ПСД, которая проходит ПДОСС и определяется НМЦК. И то потом не всегда корректно Заказчиком уже на стадии торгов. А строят у нас по РД и смете контракта. Достоверность на стадии осмечивания и оперативность корректировок на стадии строительства страдают. Плюс, проблема в длительности прохождения процедур корректировок и ГГЭ. Какими вы видите пути выхода из данного тупика?
Ответ: Сметная документация, разработанная в составе проектной документации, является основой для определения НМЦК и составления проекта сметы контракта, которая, в свою очередь, лежит в основе сметы контракта, составленной с учётом результатов конкурсных процедур согласно действующему законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следует отметить, что Минстроем России разрабатывается концепция о том, что рабочая документация обязательно должна разрабатываться тем же проектировщиком, что и проектная документация. При этом уже сейчас зачастую проектной организацией по заданию заказчика разрабатывается комплект проектной и рабочей документации, при этом в соответствии с законодательством Российской Федерации экспертиза проводится только в части проектной документации.
23. Есть несколько предложений: делать сметы пусть по ПД по НЦС и их проверять. Это быстро и точно. Ну или проверять уже стадию РД. Для всех участников процесса и получения преимуществ РИМ это будет круче. Пусть это даже проверяется детальнее, и даже дороже. Но будет ответственность, а не игры со стоимостью посредством КА, вариативностью примененных норм и т.д. Сегодня же ответственность — если конструкция упадёт и кого-нибудь зашибёт, то виноватого найдут. А вот ответственности за то, что металла в проекте (КМ) насчитали 100 тонн, а по факту (КМД) получилось 112 тонн, ни на ком нет — ни на проектировщике, ни на ГИПе, ни на эксперте. И заказчик тут тоже бессилен.
Ответ: Законодательством Российской Федерации предусмотрена возможность изменения объёмов и видов работ по заключенным контрактам. В частности, пунктами 9, 10 и 10.1 Методики составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, утверждённой приказом Минстроя России от 23.12.2019 №841/пр, установлен порядок корректировки сметы контракта в случае изменения объемов работ, учтённых в смете контракта, а также при необходимости включения работ, ранее не предусмотренных контрактом.
24. Еще одно предложение - посмотреть на мировой опыт и классы оценки стоимости. Уйти от порочной практики НМЦК. Нельзя не проработав проект сформировать предельную стоимость. Стадия П нужна, но никак не для предельного бюджетирования. Экспертизу можно проходить только на стадии РД, если нужен четкий финансовый контроль. А стадию П при переходе на ТИМ можно вообще исключить, это даст колоссальную экономию и достоверность. Как Вы считаете, насколько это возможно?
Ответ: Порядок осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установлен федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ, который предусматривает необходимость определения НМЦК и проведения конкурентных закупочных процедур (либо неконкурентных в случае единственного поставщика).
В настоящее время Учреждением изучается мировой опыт в сфере управления стоимостью в строительстве, одним из первых шагов к такому изучению является опыт Китая.
Автор: TG-канал "Просто о сметах". При цитировании - обязательна ссылка на канал и первоисточник.
Предыдущая новость:
IX Ежегодный Международный BIM-форум