Об импортозамещении строительного софта, кадровом вакууме в профессиональной и образовательной среде и другом не менее важном
Лучше сразу обучать,
чтоб потом не замещать
Так сложилось, что минувшая неделя на тг-канале «Просто о сметах» прошла под эгидой активных дискуссий о перспективах запрета использования в учебных заведениях иностранного софта (https://t.me/smety/5981, https://t.me/smety/5982, https://t.me/smety/5984), о его импортозамещении, о колоссальных кадровых проблемах на площадках и в кабинетах, о безнадежно устаревших образовательных программах и претензиях к преподавателям (https://t.me/smety/5989, https://t.me/smety/5993)…
Ольга Дидковская, д.э.н., профессор, зав. кафедрой СИТЭЗиС Самарского Политеха, руководитель Самарского ЦЦС:
С благодарностью к главному редактору канала Максиму Горинскому хочу отметить, что на канале задан эффективный тренд на сближение «науки и практики» («искусства и ремесла») и создана площадка для обмена болями и надеждами не только внутри профессионального сообщества, но и для неравнодушных представителей образовательной среды. Для нас это особенно ценно, поскольку здесь мы можем высказаться и быть услышаны сразу в обеих своих ипостасях – как профессионалы строительного ценообразования и как преподаватели профильной кафедры Самарского Политеха, выпускающей стоимостных инженеров, специалистов технического заказчика и строительных экспертов.
В чем мы полностью согласны с коллегами (посты прошлой недели):
- проблема дефицита строительных кадров вообще (а цифровых тем более!) требует совместных активных действий образовательных организаций, профильных министерств, объединений работодателей, разработчиков ПО и др.
- но движение по созданию новых качественных специалистов и «апгрейду» имеющихся эффективнее сработает, начинаясь «снизу», без ожиданий решения сразу всех проблем «наверху».
- подготовка специалистов строительного ценообразования в вузах и колледжах в «среднем по палате» не просто отстает от реальности на 20-30 лет, а впрямую отсутствует.
- компетентных преподавателей в данной области (опять же особенно в ее цифровой части!) в образовательных организациях, за редким исключением, нет.
- обучение нужных специалистов через развитие отечественного софтагораздо эффективнее запрета на использование импортного.
- образовательным организациям и преподавателям (тем, кто хочет транслировать не только «разумное, доброе, вечное», но и современное и актуальное) нужна поддержка софтом и обучением от разработчиков. ПО.
Однако, есть мнения, по которым (из собственного профессионального и педагогического опыта) готовы подискутировать.
Чего точно не стали бы делать и не делаем, так это ждать административно-запретительных способов влияния на разработчиков отечественного строительного софта, которых государство заставит прийти со своим ПО, учебными центрами, методическим обеспечением, обучением преподавателей и т.п. готовыми благами. Безусловно, это было бы замечательно. Но на ожидании подобного развития событий безвозвратно теряется продуктивное время студентов и преподавателей, специалистов и работодателей. Многие разработчики ПО уже давно делают ставку на новых специалистов, которые сейчас только «создаются» в вузах, и с готовностью участвуют в этом процессе вместе с нами – преподавателями. Некоторые разработчики безо всяких «кнутов и пряников» давно предоставляют нам свои продукты и техническую поддержку для обучения студентов бесплатно (например, интернет сервис ГОССТРОЙСМЕТА-онлайн для учебных заведений). Наши партнеры BIM WIZARD помимо льготных условий приобретения софта, предоставляют 24/7 любую консультационную помощь преподавателям и студентам в таких новых и непростых задачах как формирование стоимости из BIM-моделей.
Марина Ильина, первый зам. директора Самарского ЦЦС, ведущий преподаватель кафедры СИТЭЗиС Самарского Политеха:
«На первый взгляд может показаться странным: зачем разработчикам строительного софта бесплатно, на инициативе и энтузиазме «возиться» со студентами? На самом деле считаем это очень дальновидной инвестицией с их стороны. Причем быстрой инвестицией. «Затачивая» студентов 3-4 курсов (а именно здесь начинается профилизация обучения) на работу в своем софте, через год-два разработчики приобретают много готовых специалистов, которые при прочих равных «внедрят» своим работодателям хорошо знакомое им ПО».
Не можем согласиться с тем, что главная причина всех бед с подготовкой кадров для стройки в образовательных стандартах (хотя, поверьте, от безостановочного изменения ФГОС натерпелись немало). Преподающие коллеги знают, что в любой неадекватный и неактуальный ФГОС при наличии желания и ресурсов можно вписать современные и актуальные дисциплины. Здесь вопрос больше в компетенциях преподавателей. Если взять строительное ценообразование, то разработку и преподавание достойного курса (будем откровенны) без наличия постоянной профессиональной практики у разработчика мы себе представить не в силах. Но, коллеги из образовательной среды не дадут слукавить, те же ФГОС не просто предполагают, а обязывают вузы привлекать к обучению специалистов-практиков. В реализации дисциплин направления строительного стоимостного инжиниринга для приемлемого результата они очень нужны!
Ольга Мамаева, к.э.н., амбассадор и зам. зав. кафедрой СИТЭЗиС Самарского Политеха, зам. директора по науке и аналитике Самарского ЦЦС:
«Возможно, мы в своей позиции исходим из частного случая, когда в одном коллективе неразрывно соединились профессиональные и образовательные практики. Да, нам доступен постоянный транзит опыта и ресурсов между Самарским центром по ценообразованию и кафедрой СИТЭЗиС Самарского Политеха. И у многих коллег из вузов и колледжей таких возможностей нет. Готовы делиться опытом и разработками. С сожалением прочитала о невостребованности студентов на практиках. У нас ситуация обратная. Особенно в последние 2-3 года. Звонки и письма от работодателей поступают еженедельно. И если 5 лет назад это было так: «дайте сметчика с опытом». То сейчас аппетиты работодателей сократились: «дайте способных студентов со строительной базой, мы их доведем до ума». Тем не менее, к выпуску нам давать уже некого, все при деле)) Хочу сделать финальный акцент на том, насколько современные ребята – благодатная почва для любых новых технологий. У них есть неоспоримый плюс перед опытными «классиками жанра». Их не нужно переучивать, преодолевая сопротивление. Научим их сразу работать в «цифре» на отечественном софте - создадим новый пул специалистов, для которых это будет неотъемлемой и привычной частью профессии».