О цифровых платформах строительства
В этом винегрете смешали все, что было под рукой: ответственные ведомства, ГИС, оценку стоимости строительства исходя из актуальных цен, пЛотный эксперимент, экспертизу, Минцифры, Минстрой… Придется опять разбирать все по ингредиентам.
Может быть, вначале необходимо разобраться с тем, что у нас есть, какие функции выполняет и какими данными (как известно — теперь это нефть XXI века!) предстоит оперировать и обмениваться? Прежде, чем начинать пилить новую?
Платформ на самом деле три: вышеупомянутый ФГИС ЦС (до 2025 года должна быть завершена работа по созданию единой платформы формирования сметной стоимости строительства), ГИС «Стройкомплекс» и открытая платформа для маркетинговой информации о ценах строительных ресурсов.
1. Запущенная еще в 2017 году информационная система ценообразования — ФГИС ЦС только в I квартале этого года позволила после публикации цен, а также индексов перейти первым 7 «счастливчикам» на ресурсно-индексный метод (РИМ). В целом, после перехода согласно данных пересчета все +/- одинаково. Однако, текущие цены, а также индексы в ФГИС ЦС публикуются ежеквартально и агрегированно (т. е не по каждому из поставщиков! Еще раз напомним, что в ПП РФ № 1452 от 23 декабря 2016 г., не предусмотрено публикация цен поставщиков в системе!). А значит, не совсем корректно говорить, что система позволяет «сегодня [в моменте!] определять ценообразование с рынка». И Минстрой с ГГЭ аккуратно подтверждают все общими фразами: «это более справедливо, а самое главное — прозрачно». Одно внушает уверенность: теперь, после озвученных планов Михаила Мишустина, переход на РИМ всей страны неизбежен и неотвратим.
2. Ответ премьера на уже не первое предложение депутата Владимира Кошелева весьма озадачил: с одной стороны, нам говорят, что ГИС «Стройкомплекс» будет выполнять то, о чем запрашивают, а с другой — предлагают в Заказчики новой, четвертой(?!) системы Минстрой, а исполнителем — Минцифры! Тогда уж не забудьте включить и наши предложения в ТЗ. К слову, напомним, что у Минцифры уже есть Мастерчейн (цифровая ипотека, цифровое торговое финансирование- банковские гарантии и аккредитивы). А еще — теперь и «ГосТех» (в т. ч., для сфер «Городская среда и ЖКХ », «Строительство»), где не только разрабатываются новые системы, но и куда по идее должны переехать тот же ФГИС ЦС и даже вновь создаваемый агрегатор торговых площадок.
3. ГГЭ еще в 2019 заявляли о планах создать цифровую платформу в сфере строительных ресурсов, которая даст возможность производителям, поставщикам и покупателям совершать цифровые сделки купли-продаж строительных ресурсов, в 2020 об этом же объявили Минстрой и ФАС. Антимонопольщики предлагали перейти к автоматизированному сбору информации о стоимости строительных материалов с использованием технологической цифровой платформы, интегрированной с ФГИС ЦС, обеспечивающей автоматизированный обмен с частными цифровыми платформами (маркетплейсами, агрегаторами, электронными торговыми площадками), потом тему даже подхватили и в Федеральном Казначействе.
В 2020 платформу прописали в проекте Стратегии развития стройотрасли. Вот те самые слайды про неё: раз, два, три.
Год назад глава Минстроя на правительственном часе подтвердил: необходимая работа и анализ как по ФГИС ЦС, так и по цифровой платформе уже идут. Теперь, все это, как мы понимаем, трансформировалось в создание на принципах государственно-частного партнерства с использованием ФГИС ЦС цифровой платформы для совершения сделок купли-продажи (поставки) строительных ресурсов в электронной форме.
Каламбур от премьер-министра про ценообразование и цифровые платформы стройки. Как у Шопенгауэра: «Если бессмыслицы, какие нам приходится выслушивать в разговоре, начинают сердить нас, надо вообразить, что это разыгрывается комическая сцена».
А если серьёзно: до недавнего времени мы все думали, что наполнение ФГИС ЦС — это необходимый фундамент реформы для того, чтобы РИМ полетел. Потом, наконец-то убедившись, что производители с поставщиками так и не заинтересованы, не замотивированы в передаче информации, а имеющиеся механизмы принципиального увеличения наполнения не обеспечат, нам объяснили, что это не главное. Правда, зачем тогда делали информационную систему и всех туда загоняли — пока без ответа. Но эволюционным путем все надеются, в конечном итоге, все-таки перейти.
P.S. Напоследок, о кадровой системе. Просто напомним, что Минстрой и НОСТРОЙ уже запускали соответствующий ресурс по кадрам (а-ля Хэдхантер — Кадровый центр Минстроя, который не перестает расстраивать исполнением), а в стране уже есть реестр трудовых мигрантов и работодателей, который создают на платформе «Работа в России».