О текущем состоянии рынка ТИМ

О текущем состоянии рынка ТИМ

О текущем состоянии рынка ТИМ

Очень мощное интервью с Михаилом Бочаровым, к.т.н., зам. ген. директора по науке АО «СиСофт Девелопмент», где он называет многое происходящее своими именами:

Экспертизу не интересовала ИМ, не было обязательного требования использовать классификатор строительной информации, и Реестра требований тоже не было. Ведение ИМ на этапах строительства и эксплуатации было необязательным. Отдельные энтузиасты и богатые организации, конечно, что-то делали, но эффект от BIM-моделей был больше пиаром или надеждой на будущую отдачу. В качестве таких примеров можно рассмотреть результаты работы крупных предприятий и девелопмента. Но первые, как правило, уже под санкциями и из-за информационной небезопасности, стиснув зубы, переходят на отечественный софт, а вторые пока еще раздумывают, потому что терять уже накопленные знания и вложенные в западный софт ресурсы жалко. Где в этой схеме ценные своими «знаниями» горы сводов правил и многочисленных ГОСТов? Их, может, и вписывали иногда в договоры как обязательные условия, но больше просто игнорировали как бесполезный материал.

Сейчас и требования из Реестра требований, и ИСУП, и ГИСОГД, и ПП-614 начинают требовать каждый свое, но между собой их требования не вяжутся. И как быть? Ведь теперь за невыполнение наступает реальная ответственность! Некоторые, конечно, не понимают, в чем эта ответственность заключается.

Отвечу просто: цепочка управления данными на основе единой информационной модели при всем разнообразии смыслов на ком-то обязательно оборвется, и тогда к участникам процесса придет либо прокуратура, либо Ростехнадзор, либо налоговая, либо судебный исполнитель. И это совершенно реально, потому что за неверные данные нужно отвечать.

В известное ПП-87 даже не внесли необходимые изменения. Нужно было почитать ГрК, ведь даже в экспертизу нужно идти с ИМ, а не с ЦИМами: посмотрите на требования экспертиз в этой части. Непонятно, для каких целей появилась нужда противоречить понятиям и решениям постановлений правительства и федерального закона, ведь любой суд будет на стороне закона, а не приказа ФОИВа.

Вдобавок кто-то вбросил мысль, что ИМ - это некий набор файлов типа PDF. Никто не стал делать различия между машиночитаемостью и машинопонимаемостью (что есть суть взаимосвязанности с учетом графики) – и совершенно напрасно, потому что без реальной, а не мнимой машинопонимаемости, закрепленной, кстати, в распоряжении правительства России № 3268-р от 31.10.2022, взаимосвязанности не получить. В общем, решили ничего не трогать, а все проблемы оставить на потом, и вот это «потом» практически пришло.

У нас в линейке нет и не будет комплекта ТИМ по сметным расчетам, так как это не наш бизнес, но у нас есть и будет полная интероперабельность с таковыми ТИМ-сметами ведущих сметных ПО России.

Мы как отечественные производители категорически не рекомендуем пользоваться нелицензионным ПО, в том числе, по причинам информационной и технологической безопасности. Государство же пока то вроде запрещает, то готово брать деньги за пользование пиратским ПО – в общем, пока определяется.

Несомненно, сегодняшний период разброда и шатаний пройдет тем скорее, чем быстрее основная масса потребителей поймет и примет выгодную для них систему управления данными и что от них хочет государство – хотя и у государства с этим огромные проблемы. Государство пока очень невнятно в своей политике перехода на отечественное развитие информационного моделирования и постоянно колеблется - например, опять хочет поменять что-то в Градостроительном кодексе. Несмотря на массу допущенных и допускаемых ошибок хочется пожелать команде Минстроя, выполняющей трудную задачу цифровизации отрасли, довести дело до логического завершения, а потом либо ответить за все, либо получить заслуженную награду.

О текущем состоянии рынка ТИМ