О стратегии в сфере ценообразования в строительстве до 2030 г
Стратегия развития строительного комплекса Российской Федерации в сфере ценообразования до 2030 года.
Развёрнутый конспект, систематизация и более подробная расшифровка выступлений зам. министра строительства Дмитрия Волкова – это стратегия развития ценообразования до 2030 г.
Достаточно интересный, но не новый документ. Есть и про мотивацию для производителей за предоставление данных и их достоверность. Разработчики, спасибо, что нас читаете :) КАК мотивировать поставщиков стройматериалов, пока не придумали?
Вся стратегия – какое-то дикое смешение колхоза с космическими кораблями, бороздящими просторы вселенной. Создана, потому что ни хрена не понятно, что делать-то? И не понятно - зачем!? У исполнителей и так все зашибись! Не современно, одна вода с текущим положением. И это на 11 лет!
«С целью решения проблем, накопившихся в системе ценообразования и сметного нормирования за последние десятилетия, на основании поручений Президента РФ от 21 января 2015 г. № Пр-89 и от 17 мая 2016 г. № Пр-1138ГС с 2015 года и по настоящее время осуществляется реализация мероприятий по реформированию системы ценообразования и сметного нормирования в строительной отрасли, конечной целью которых является переход на ресурсный метод определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы РФ, а также госкомпаний».
Опять президента вкорячили, как без него? Мы сами не знаем проблемы строителей, проблемы известны только ему, без него никто палец о палец не ударит. Дождетесь, скоро он так «вкорячит», что мало не покажется никому из исполнителей.
Значительная часть стратегии не понятна и не осуществима, читается двояко. Мы за темой ценообразования следим не первый год и знаем многое с разных сторон, если уж нам что-то не понятно, то основной массе - вообще темный лес, а большинству все равно наплевать! Вот и главный тезис стратегии - «пох…!».
«Существенный прогресс в реализации 1, 2, 3 этапов реформы» - довольно издевательски звучит (хотя, может это стиль такой у составителей документа?).
Ретроспектива норм, мы во всем этом давно тоже варимся и в курсе.
Зарубежный опыт скомкан, зачем восторгаться американской системой, если мы сейчас определяем цену стройки совершенно по иному… Судя по тексту нам больше подходит эволюция в европейские системы с учётом большего уровня фактической инфляции. О будущем - блок «Управление стоимостью строительства на разных стадиях реализации проекта» состоит из воды и лозунгов.
Королевское общество сметчиков (RICS) в Великобритании - у нас бы так, прямо масонская ложа :)
Введение в действие НЦКР для оперативного расчета НМЦК (с минимальными трудозатратами) - с 2020г.
Переход на ресурсно-индексный метод - с 2021 года.
До 2022 г. - завершение работ по формированию единой базы ГЭСН (в финальной версии на сегодняшний день уже учли даже поручения Президента ввести новую базу с 2020), учитывающих особенности и лучшие практики промышленного и гражданского строительства (новые технологии, современные эффективные материалы и машины, инновационные методы ведения работ) по результатам гармонизации федеральных сметных нормативов (ГЭСН), ТСН-2001 для г. Москвы и отраслевых сметных нормативов крупных компаний с государственным участием.
О Гармонизации до 2022 года.
Всем ясно, что гармонизация это только заимствование из ТСН-2001. ТСНы созданы под базисно-индексный метод. Гармонизацию ТСН-ФСНБ еще в 2010 затевали. На время забыли и теперь в связи со сменой власти это опять подают как новую идею. Отраслевые базы - это неактуальные ФЕРы-2014 + наборчик узких расценок, который нужен только данной госкорпорации. Заимствовать из отраслевых баз нечего! Они не обновляются несколько лет. ТСН-2001 обновляются раз в квартал, а план на дополнения ФЕР ежегодный, то есть завершить гармонизацию невозможно в принципе. Вон за 2 года на 200 млн. нагармонизировали, а на выходе что? Да-да, одно дополнение к базе (233 ГЭСН и аж целый 51 ФЕР!).
«Одновременно должны быть оптимизированы государственные процедуры по разработке и утверждению сметных норм, что позволит поддерживать ее в актуальном состоянии и фактически исключить «применительное» использование норм при определении сметной стоимости строительства, не отражающих современный уровень технологии строительного производства. Это позволит реанимировать профессиональные организации, специализирующиеся на разработке сметных норм, создать рынок таких услуг, что позволит поднять систему управления стоимостью строительства на качественно новый уровень».
С оптимизации нужно начинать. На базе ФГИС ЦС упрощать методы подачи на регистрацию и проверку новых ресурсов и норм.
После наполнения ФГИС ЦС данными о ценах от производителей (импортеров) по всем ценообразующим ресурсам (на сегодня их не более 12%) с 2022 г. - переход на ресурсный метод.
«Целесообразность, значимость и необходимость перехода к перспективным принципам планирования инвестиций, проектирования, строительства, эксплуатации и утилизации объектов строительства обуславливается не только положительным опытом зарубежных стран, но и очевидной эффективностью, которую способен обеспечить комплексный подход к формированию и определению затрат на всех этапах жизненного цикла объекта строительства с применением технологий информационного моделирования(BIM)».
Успешный опыт и очевидная эффективность… Кому и как она очевидна? Очевидна из рекламных презентаций Autodesk и лоббистов информационного моделирования? Ценообразованию? Стоп, чтобы определять цену из BIM нужно сначала всем проектировать в BIM, то есть реформа опять от кого-то зависит? Теперь от проектировщиков?
Развиваем систему расценок, индексов, но стремимся к ресурсному методу… Это вообще «туши свет».
Говорить об индексах и постоянно поправляться, чтобы не обидеть апологетов ресурсного метода, не подставить старую команду. Типа говорили президенту, что только ресурсный метод нас спасёт, и были ни разу не правы? Лучше будем правду искажать?
Вот же,
было уже в 2010: "Я посмотрел, что происходит в последнее время. Некоторые принципы ценообразования были изменены, но какой результат? Результат обратный ожиданиям! Цены выросли! В том числе при строительстве мостов, капитальных сооружений. Дмитрий Николаевич [Козак], что происходит?" (Владимир Путин).
Сейчас виновниками не стартовавшего ресурсного метода называют поставщиков стройматериалов, которые безответственно проигнорировали ФГИС ЦС.
Попутно перекладывая ответственность на регионы. За непредставление обоснованных индексов зарплат строителей, которые «должны лечь в основу реформы ценообразования в отрасли… несмотря на поручение правительства, мы получили эти данные только от 11 регионов» (Ничего, что регион считают по этой методике уже давно, но Минстрой режет на 25%, не объясняя причин? Или как пишет Павел Горячкин: «прожиточный минимум используется в качестве базового показателя для расчета индексов и тарифных ставок строителей по очень многим регионам, если посчитать, показатель станет даже меньше, чем сейчас учтен в индексах! К примеру в Питере - в два раза!»).
В регионы же - административные наказания не сдающих юридическими лицами субъекта РФ данные для мониторинга (прогрессивное разрешение пункта про «мотивацию» в стратегии! Мы оценили юмор!).
В проекте законопроекта еще от апреля 2018 года (вы тоже впечатлены сроком прохождения документа?) - наложение административного штрафа на должностных лиц – от 10 до 20 тысяч рублей, на юридических лиц – от 50 до 80 тысяч рублей.
Ответственными за провал после 202Х года (Х - потому что никакие сроки Минстрой в реформе не соблюдает) будут объявлены проектировщики, которые не смогли начать проектировать по новому с достаточной детализацией для 5D.
Сметчик будет очень нужен. Но учиться и трансформироваться однозначно придется. Впереди много изменений, существенная корректировка и доработка значительного количества нормативных правовых актов и документов в области методологии ценообразования в строительстве.
Пожалуй, самое важное и интересное для нас в будущем:
Реанимация профессиональных организаций специализирующихся на разработке сметных норм (только зачем? проще создать новые, а те, кто не «умерли» - сами подтянуться или перестроятся. конкуренция, не зарегулированная государством это хорошая, действенная штука. мы об этом пишем давно).
Реанимировать, к сожалению, нечего, умер пациент, да и кому надо? Выжившие РЦЦС разделились на два лагеря, первые (около 10) ведут «тихую» войну/пытаются договориться с государством (карманная оппозиция), чтобы найти себе работу, хоть какую-то. Их пытается объединить только что созданная «Евразийская ассоциация центров ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов (ЕврАЦЕС)» (а вы что-нибудь слышали ранее про политическую партию «
Национальный курс»?). Оставшиеся вторые («не умершие» 15-20) – выжидают, когда их «пригласят» к «кормушке»…
Снижение роли государства в регулировании процессов строительного ценообразования. В освободившейся нише будет создан рынок услуг: в сфере нормирования и ценообразования, оценочные мероприятия по результатам сбора и анализа информации о фактической стоимости строительства объектов и понесенных затратах в целях планирования будущих инвестиций. Работы могут выполняться высококвалифицированными коммерческими организациями, по результатам которых будут формироваться сборники норм и/или расценок, достоверность и точность которых будет гарантироваться наработанным статусом таких организаций (мы про это писали ранее!), а не закрепленными нормативным актом полномочиями.
Отсутствие прямой коммерческой выгоды в искажении разрабатываемых нормативов, связанной с конфликтом интересов, также может явиться фактором, повышающим точность норм (отлично! Но поднять и проверить на конфликт интересов организаторов и исполнителей тендеров в 2017-2019 гг. совершенно точно не помешает!)
Разыгрываем тендеры междусобойчиком между центрами компетенции по ценообразованию, параллельно снимаем ответственность с Минстроя и ГГЭ. Эффективность этого действа мы видим на сайте госзакупок. Прокуратуре не интересно, какого хрена контракты на методики разыграны, а мы все ещё в болоте?
Можно опять родить новые коммерческие структуры, или привлечь «карманных» разработчиков, региональные центры/ассоциации, оказывающие услуги государству, состоящие на гособеспечении через госконтракты… Ничем не попахивает? На «корруп-» начинается, на «-ция» заканчивается…
«Кроме наработки единого банка данных, необходимо предусмотреть алгоритмы и механизмы обработки массивов данных колоссальных размеров, возможность их реструктуризации, системы поиска и устранения ошибок. Предполагается, что реализация указанных задач целесообразно осуществлять с применением технологий нейронных сетей, искусственного интеллекта и специализированных механизмов обработки больших данных (big-data)».
Также про: институт обоснования инвестиций (ОБИН), внедрение объектно-ориентированных подходов (технологий информационного моделирования). Расчетно-аналитическая модель оценки.
Еще раз вспоминается герой Пуговкина – прораб стройки Павел Степанович из «Приключений Шурика», рассказывающий дремлющему верзиле-хулигану Феде о «космических кораблях, бороздящих просторы»…
Пилим софт, геоинформационный, обалденный, с big-data, нейросетями, искусственным интеллектом… а зачем? Чтобы можно было примерить строительство космодрома «Восточный» в любом регионе страны… Или атомную станцию можно было быстро инвестиционно прикинуть… не понятно.
Красиво и оптимистично, здорово, если Минстрой реально так думает! Но где План (дорожная карта) по реализации Стратегии ценообразования, или её, как и План реформы мы никогда не увидим?
Перспективы:
1. «При сохранении ключевой доли инвестиции в основной капитал за государством изменения в сложившуюся систему ценообразования и сметного нормирования могут носить только локальный характер, связанный с актуализацией или внедрением отдельных нормативных актов».
2. «Рассматривая перспективный сценарий развития рынка строительства в РФ, при котором государственное участие в инвестиционно-строительном процессе сводится к минимуму, а капитальные вложения приобретают преимущественно частный характер, может сложиться ситуация, при которой главенствующая роль государства как регулятора отрасли станет избыточной».
Учитывая текущее развитие страны, в разы более возможный 1 вариант развития событий. Чему подтверждение итоговый документ на 7 листах, отраженный в общей «Стратегии развития строительной отрасли РФ до 2030 года».
Главное резюме, что будет до 2030 года:
1. Создание государственного института нормирования в строительстве для непрерывного развития системы нормативов.
2. Создание рынка профильных услуг по ценообразованию, дальнейшее привлечение к работам частных компаний.
3. Развитие многостадийного определения Стоимости. Усиление роли государства.
4. Дальнейшее внедрение информационных систем и математических алгоритмов для увеличения достоверности.
5. Борьба с коррупцией.
По материалам Telegram-канала «Просто о сметах». При перепечатке ссылка обязательна.
«Стимулирование строительных организаций к работе с информационными системами ценообразования в строительстве и «новые бесшовные процедуры работы» (креативная философема - вклад в реформу от Виталия Леонтьевича Мутко. Работа на конечный результат – его основное качество. Уж он-то теперь точно реформу «до конца» доведёт ;))
От редакции: Интересно, сколько заплатили за раздел про ценообразование в стратегии? В версии от 5 августа проекта Стратегии развития строительной отрасли РФ до 2030 года – 157 страниц. Пишут, что два Нацобъединения СРО уже заплатили за этот документ почти 55 млн рублей.
Получается 2,5 млн за стратегию ценообразования, если измерять количеством страниц Проекта стратегии? В целом, то что написано - частично поддерживаем. Помечтаем, что захотят работать, услышат бизнес и сообщество. Но предположим, что ровно ничего не произойдет.
Ждать того, что что-то изменится? С трудом верится, что люди в Минстрое и ГГЭ перестанут лениться, писать отписки или отвечать частично, как вздумается (не по существу) и выдавать бодрые пресс-релизы об одном и том же (далёкие от реальности), выполнять обещания попутно перекладывая ответственность на кого угодно, кроме себя.