О ресурсно-технологических моделях (РТМ) в ценообразовании строительства
3,5 месяца ждали ответы на простые вопросы:
- Каким образом и где можно ознакомиться с научно-техническим обоснованием норм сметной прибыли и накладных расходов (по новым методикам, утв. Приказами Минстроя РФ 812/пр и 774/пр). А также с РТМ (ресурсно-технологическими моделями) и расчетами, лежащими в основе их разработки?
- О предоставлении доступа для ознакомления с расчётно-аналитическими моделями (РТМ), обосновывающими новые нормы, укрупненные показатели цены строителя (УНЦС-2021) и индексы изменения сметной стоимости. Публикация такой информации способствует прозрачности математических расчетов и используемых показателей, стоимости материалов, эксплуатации машин и механизмов и оплаты труда.
- Предоставлялась ли эта информация в комитеты по ценообразованию Российского Союза строителей, НОСТРОЙ, а также Комиссию Общественного совета при Минстрое?
- Создание РТМ выполняется штатными сотрудниками Минстроя, ГГЭ или с привлечением третьих лиц?
Я спросил у ясеня... я спросил у тополя... Вы нас про Фому – мы Вам про Ерёму.
[Идите лесом – мы ничего никому не расскажем, никаких обоснований не будет].
Ответ (вернее констатация всем очевидных фактов, игнорирование важных вопросов и фактически «отмазка» Департамента ценообразования Минстроя):
«Разработанные в составе проекта сметного норматива технологическая карта и расчетные обоснования являются предметом интеллектуальной собственности разработчика и без его согласия, оформленного в установленном порядке, быть опубликованными не могут. Ограничения распространения информации, относящейся к интеллектуальной собственности, касаются также и иных сведений, содержащихся в составе сметного норматива: материалы фото- (видео-) фиксации, результатов нормативных наблюдений, калькуляций затрат строительных ресурсов, организационно-технологических схем.
Публикация сведений, использованных для разработки сметных нормативов накладных расходов и сметной прибыли сметных норм, Индексов, показателей НЦС, действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации не предусмотрена».
Таким образом, чего там намониторят, а на что цены проиндексируют средним индексом по группам материалов, а на что нарисуют… нам не покажут. Уже прямо сейчас Минстрой отвечает: «нет закона по которому должны вам показать обосновывающие материалы».
А значит — рисование «весёлых картинок» продолжится.
Что с ресурсно-технологическими моделями (РТМ)?
База ФСНБ 2020 (и будущая 2021) у нас разрабатываются на деньги государства и принадлежат народу.
Почему в Минстрое так боятся показать РТМ, ссылаясь на интеллектуальную собственность?
Технически опубликовать РТМ можно очень быстро и легко. Но их ждут от… регионов.
На это следовало обратить внимание авторам «письма 19»…
Варианта два. Первый – невероятный: всем рулят коммерсанты и информация действительно закрытая (но появляются неудобные вопросы, как пример со сваями. Напомним, реформа началась после скандала с завышением смет на космодроме Восточный и олимпийских объектах в Сочи). Второй, очевидный: РТМ разрабатываются на деньги государства (и народа), но тогда почему эта информация закрытая? Получается, что у Минстроя есть основания скрывать РТМ от сообщества. Если «копнуть» в этом направлении – можно узнать много интересного. Помимо того, что составлены они по старым объектам и не учитывают появления новых материалов и технологий.
В какие РТМ от ЦентрИнвестПроект (СМР по регионам к ФЕР/ТЕР) и ПНИИСа (на пректно-изыскательские работы) погружают цены по результатам мониторинга и на выходе получают индексы СМР — никто не в курсе.
А ведь если предположить, что если нет базы техкарт, синхронизированных с существующими ГЭСН-2020, тогда на основе какой информации расценки/нормы включают в базу? Нормы то должны быть обоснованы. А не так, что «новая база 2021» есть, а научно-технического обоснования внесённых в неё норм (прежние +новые) — нет. Или это база с индексацией по среднему индексу по группе, то есть без цен?
НЦС созданы по РТМ. А РТМ — по сметам в экспертизе, а потом переводом индексом прогнозным инфляции. Значит, необходимо постоянно пересчитывать НЦС и выкладывать данные во ФГИС ЦС. НЦС – это документ, который может быть полностью оцифрован. Почему его не «положить» во ФГИС ЦС и постоянно не обновлять, в т.ч. приучив людей правильно работать с единичными расценками?
Ау, НОСТРОЙ, Комиссия Общественного совета при Минстрое по вопросам ценообразования в строительстве и технологического и ценового аудита! Докажите делом, а не словом, что вы не «карманные» организации на «подтанцовке» у Минстроя! Ведь даже Ваши же коллеги еще в марте просили обратиться в Минстрой по поводу РТМ.
Или дотянем как-нибудь? После выхода новой базы в 2022 и перехода на ресурсно-индексный метод никакие РТМ или индексы отдельно будут никому не нужны?
Кстати, еще 2016 году реформу ценообразования хотели передать Минэкономики или Минфину, объясняя это возможным конфликтом интересов, поскольку Минстрой отвечает за работу Главгосэкспертизы, проверяющей достоверность определения сметной стоимости.
Смотрите также: