О механизме реагирования на изменения цен на строительные ресурсы
Зам. министра строительства Сергей Музыченко на Стратегической сессии II Национального форума инфраструктурных компаний (НАИК) об установлении механизма гибкого реагирования на изменение цен на строительные ресурсы:
«Что касается пересчета ежегодной цены контрактов. В дефляторах, закладываемых при проектировании на будущий период, есть две проблемы:
- Сам дефлятор, к сожалению, не отражает реальной инфляции, которая происходит. Это и механизм ПП 1315 показал (хоть это и не стандартная ситуация), что нужно нужно было принимать оперативные меры, чтобы компенсировать эту дельту, которая образовалась с учетом резкого роста цены строительных ресурсов.
- Должен быть постоянный механизм реагирования. Все должны понимать, включая компании, которые выходят на конкурс: есть механизм, он рабочий, не требуется принимать каких-то решений вручную.
Что касается индекса-дефлятора, с Минэкономразвития общая согласованная с Росстатом позиция: мы разрабатываем сейчас агрегированные индексы-дефляторы. Это 5 видов, в зависимости от объектов: социалка, жилья, инженерная инфраструктура, сети, дороги. Они будут ближе, там РТМ заложены уже в зависимости от категории объекта. Они будут ближе по точности к реалиям, к реальной инфляции. Предлагаем эти индексы-дефляторы включить в форму контрактов с ежегодным пересчетом.
Если говорить про механизм пересчета цены контрактов, в случае резкого роста стоимости ресурсов (безусловно, по аналогии с механизмом ПП 1315) в случае, даже если этот агрегированный индекс-дефлятор, который планируем посчитать с ГГЭ в августе 2023 и уже внедрить в работу, если будет отклонение более 5% от него, то пересчитывать стоимость работ в обязательном порядке. Т. е. это такая некая формула ежегодного пересчета с учетом агрегированного индекса-дефлятора в зависимости от объекта. Если расчет и с агрегированным индексом-дефлятором не сложился, значит уже пересчет непосредственно в том числе поквартально с учетом выполненных видов работ. Мы этот механизм опробовали на ПП 1315. Там было много объектов пересчитано и с 1 января 2021 г в т. ч. по выполненным и принятым работам.
С 2024 г планируем, при согласовании Правительством, запустить этот механизм в работу».
Необходимые меры для внедрения механизма «гибкой цены»
Этапы системы гибкого регулирования цены контрактов
В продолжение темы механизма гибкого реагирования на изменение цен на строительные ресурсы:
- Внедрение механизма, предусматривающего ежегодный пересчет цены контракта с применением уточненных дефляторов Минэкономразвития России к стоимости остатков работ.
- Внедрение механизма, предусматривающего возможность корректировки цены контракта в случае существенного отклонения фактической инфляции в строительстве над прогнозной.
Более подробно эти вопросы рассмотрены в выступлении зам. начальника ФАУ «Главгосэкспертиза» Сергея Головина (с 56 мин).
Сергей Головин: «Поскольку значительное изменение стоимости стройресурсов, которое нельзя было предвидеть при заключении контракта, возможно и в будущем, Минстрой России с участием Главгосэкспертизы готовит изменение в законодательство, позволяющее на системной основе пересчитывать цену таких контрактов. При этом проблема решается в комплексе, как в части актуализации алгоритмов расчета и видов индексов прогнозной инфляции Минэкономразвития РФ, используемых при определении НМЦК на строительство, так и в части изменения законодательства о контрактной системе, в части возможности изменения цены контракта в случае существенной разницы (сейчас рассматривается значение в 10%) (ранее было 5%) между значениями прогнозной и фактической инфляции. При этом для создания равноправных условий предполагается как увеличение стоимости контракта в связи с ростом цен на стройресурсы, так и ее снижение в случае, если цены будут опускаться».
Предыдущая новость:
Новая порция вопросов и ответов про РИМ на ФГИС ЦС
Следующая новость:
Работа с BIM-моделью в Renga и сметном ПО