О ежеквартальных индексах Минстроя РФ
Минстрой, выпуская ежеквартальные индексы, не только готовит для этого несколько отдельных писем, в хронологии и содержании которых вынуждены разбираться сметчики, разыскивая нужные 1-3 цифры по непонятным ссылкам на разных сайтах.
О цифровизации и автоматизации
Великие цифровизаторы и автоматизаторы министерства пошли еще дальше. Разрабатывая и выпуская индексы в таблице MS Excel (в одной ячейке несколько строк) все это потом руками забивается в готовые формы Word. А оттуда — в неструктурированный формат pdf. Вот такой «подарок» всему сметному сообществу. Разработчики сметных программ, справочно-правовых систем вынуждены в ручном режиме обрабатывать и переносить эти данные. Причем, обычное распознавание документа тут не работает. Соответственно, бывают ошибки и ляпы.
Казалось бы — технически все поправить очень просто, в идеале – разместив индексы на сайте ФГИС ЦС в формате xml (как сейчас базу 2020). Но лень и нежелание изменений не позволяют этого сделать, индексы продолжают публиковать в графическом, а не машиночитаемом формате.
К слову, на сайте ФГИС ЦС последняя публикация индексов https://fgiscs.minstroyrf.ru/#/frsn/reference/indexes (спасибо, хоть таблицей html!) — за IV квартал 2019! Видимо, тоже до сих пор оцифровывают.
Причем тут заработная плата?
Кто работать будет при такой ЗП на стройке?
Темп роста среднемесячного размера оплаты труда рабочего — строителя 4-го разряда за 1 квартал 2021 года по отношению к 2020 — всего около 11%!
Напомним, что среднемесячные размеры оплаты труда рабочего, занятого в строительной отрасли, за 2020 год по регионам РФ опубликованы на сайте ФГИС ЦС.
В соответствии с методикой расчета индексов изменения сметной стоимости строительства, субъекты РФ самостоятельно должны рассчитывать показатели оплаты труда рабочих первого разряда. Фактически регионы используют среднестатистические данные, причём не самые корректные и, естественно, не по реальным выплатам, что подтверждают результаты мониторинга НОСТРОЙ. Процесс выборки компаний, по которым формируется выборка для получения «средней температуры по больнице» остаётся закрытым. Ни один регион не публикует эту информацию.
Доля оплаты труда рабочих-строителей в стоимости строительно-монтажных работ по основным объектам капитального строительства.
Средняя зарплата в сфере «Строительство, недвижимость» за июль 2021 года составила 65 111 рублей в месяц. При этом средняя зарплата в российских вакансиях на начало августа 2021 года — 45 700 рублей в месяц. Кстати, средняя заработная плата инженера-сметчика ‒ 60 000 рублей в месяц
О пересчете индексов и заработной плате в регионах
13 регионов, в которых индексы ни разу не были пересчитаны расчетным методом:
Архангельская область, Воронежская область, город Москва, Ленинградская область, город Санкт-Петербург, Волгоградская область, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Ульяновская область, Еврейская автономная область, Республика Северная Осетия – Алания, Чеченская Республика, Сахалинская область
- с 2019 по 2020 годы регионы-лидеры по росту утвержденной заработной платы: Санкт-Петербург +24,7%, Севастополь +37,3%, Крым +19,8%, Северная Осетия-Алания +20,4%, Хабаровский край (1 зона) +29,6%.
- Отстающие регионы по росту утвержденной заработной платы: Московская область 4,8%, Краснодарский край 4,5%, Мордовия 2,4%, Алтайский край 4,3%, Еврейская АО 2%
О повышении стоимости в сметной документации
Президент НОСТРОЙ Антон Глушков:
«Те субъекты, которые переходят на расчет индексов по статьям затрат получают прирост индекса примерно 10% за счет такой нехитрой конструкции. Часто сталкиваемся с тем, что органы исполнительной власти в этом не заинтересованы. Связано это с тем, что увеличение стоимости объектов приведет к увеличению софинансирования со стороны бюджетов субъектов. Из 85 субъектов сейчас 42 субъекта РФ перешли на составление смет по статьям затрат. До конца 2021 года порядка 15-20 субъектов такое решение примут.
Корректировка уровня ЗП специалиста 4 разряда – очень многие субъекты считают, что это не важно, не влияет на стоимость. По нашему опыту, правильная методика расчета уровня заработной платы может повысить первоначальную стоимость на 5-7%. Первопроходцем была Кемеровская область. Призываю этим инструментом пользоваться.
Все эксперты отмечают несовершенство отбора подрядчиков для строительно-монтажных работ. Мы понимаем, что когда мы формируем из минимальных стоимостей максимальную цену контракта, фактически отбирая самые дешевые ресурсы, самую дешевую стоимость материалов. После этого абсолютно любая организация может претендовать на заключение подрядного договора. Это, конечно, не правильно. Цена не должна быть доминирующим фактором отбора подрядчиков в качестве конкурсных процедур. В этой связи идет большая дискуссия: какие еще дополнительные критерии могут быть использованы, чтобы отбирать подрядные организации.
По нашему мнению это должен быть, конечно же квалификационный состав, это должны быть специалисты, которые находятся в профессиональном реестре. Может быть, ввести требования не только к ИТР, но и производителям работ, рабочим кадрам. Опыт реализации аналогичных объектов и контрактов, специализация, оборудование. Призываем всех коллег подключиться к подготовке объективного, прозрачного, понятного рейтинга и критериев оценки конкурентоспособности той или иной подрядной организации для выполнения государственных и муниципальных контрактов».
Какие цены будут в базе 2021 года и какие индексы будут к ним рассчитаны?
Во всей этой истории с ростом цен на стройматериалы и изменениями, связанными с реформой ценообразования, интересно: какие текущие цены [по состоянию на какой период их роста?] будут в базе ФСНБ 2021 и какие ежеквартальные индексы по группам ресурсов будут рассчитаны?
Вспомним пожелание Владимира Владимировича про «добиться того, чтобы принципы ценообразования приводили не к повышению, а к снижению стоимости и к сокращению бюджетных расходов».
Из недавнего отчёта Счетной палаты: «Вместе с тем, возможно изменение стоимости строительства объектов [при переходе на ресурсно-индексный метод] как в большую, так и в меньшую сторону относительно стоимости, определенной существующим в настоящее время базисно-индексным методом».
Конечно, объекты не только ценами раздуваются. Цена объекта – это не только материалы и нормы. Срезать раздутые прайсы не сложно. А вот разобраться по сути и найти выходы: как сэкономить — это уже надо иметь опыт, квалификацию и желание. Смотреть надо на проектные решения и их оптимальность. Когда опытному исполнителю ставят правильные задачи – он их выполняет. Но если он сидит, чтобы «пилить», то ни какое ценообразование тут не поможет. Одни просто будут иметь опытных специалистов и будут эти делать в рамках установленных правил, а другие будут «косячить» и закончат посадками, если на этапе экспертизы и на этапе корректировки, получив «по рукам», не успокоятся.
Поэтому задача перехода на ресурсно-индексный метод — сделать достоверным ценообразование стройки, в идеале — показав его максимально точно, «как есть». Но нужно ли это кому-то наверху в действительности, показать всё как есть?
Повторимся, что Счётная палата допускает возможность оттянуть переход:
«Сроки окончательного перехода на ресурсную модель не установлены и будут определяться с учетом наполнения ФГИС ЦС информацией о текущих ценах строительных ресурсов».
Чтобы понимать – куда идти, необходимо плотно поработать над моделированием, «покрутить» данные в ФГИС ЦС и ИАС ГГЭ. Ресурсно-индексный метод позволяет повысить достоверность явно точнее базисно-индексного. Все это есть в утвержденном Плане. Марату Хуснуллину осталось продавить свои законодательные инициативы, добиться полноценной интеграции ФГИС ЦС с ФНС и казначейством, жёстко спросить с Минстроя результаты анализа [в моменте!] последствий изменений в системе ценообразования на основе расчетно-аналитической модели объектов-представителей.
Ирина Тютьмина, директор Департамента ценообразования и ресурсного обеспечения строительства Минстроя РФ: «Переход на ресурсно-индексный метод согласно Плана — II квартал 2022 года. Никто эти сроки не менял, мы их должны исполнять. Переход будет осуществляться плавно, по мере готовности регионов. Чем быстрее регион наполнит базу ФГИС ЦС, процентов на 80. А как мы знаем, 80% ценообразующих ресурсов – это оптимально и достаточно, чтобы применять ресурсно-индексный метод. На оставшиеся 20% Минстрой будет выпускать индексы по группам строительных ресурсов. Как будут рассчитываться эти индексы — может рассказать Главгосэкспертиза. Обращаемся еще раз к регионам: активизировать работу со своими производителями и поставщиками строительных ресурсов, которые обязаны ежеквартально предоставлять информацию во ФГИС ЦС. А также верифицировать производителей, которые хотят попасть в перечень, помочь им это сделать более быстро, либо исключить из перечня тех, кто таковыми не являются. Если ты производитель или импортер — ты обязан быть в перечне, другого быть не может. Если есть производитель или импортер и его нет в перечне, то это наше упущение, а не его достоинство.»
Заместитель начальника Главгосэкспертизы России Александр Вилков: «Необходимо усилить работу по наполнению ФГИС ЦС в регионах. «Светофоры» видны только самим ФОИВ в личных кабинетах. Мы готовы выгрузить и предоставить информацию по субъектам: кто первый, кто последний, и что в каждом из них происходит. У нас действует круглосуточный телефон поддержки, если есть вопросы — можно по нему звонить. Интеграция ФГИС ЦС с ГИС Промышленности (Минпромторг) выполнена. Система ФГИС ЦС рассчитана на то, чтобы в ней одновременно работали 85 регионов и заносили данные поставщики. Сбоев и перегрузок мы не наблюдаем. Мы знаем боль нашей системы, проблема существует, когда поставщики оформляют туда доступ, а сведений, мягко выражаясь, не подают, предоставляя ситуацию таким образом, что они не производят такие ресурсы. С 2017 года нами предлагается административная ответственность, то есть кнут у нас есть. Но никакого нормативного акта на эту тему не принято. Есть у нас и пряники, настройки в системе, но ФАС нам говорит про нарушение прав юрлиц».
Заместитель начальника Главгосэкспертизы России по ценообразованию Сергей Лахаев: «В 2020 году была утверждена федеральная сметно-нормативная база (ФСНБ 2020). Мы обеспечили возможность ее безвозмездного скачивания с портала ФГИС ЦС в формате XML. С момента размещения ФСНБ-2020 на портале ФГИС ЦС к ней было выпущено уже семь дополнений. В настоящее время готовятся предложения о создании дополнительной технологической цифровой платформы с возможностью интеграции с ФГИС ЦС для заключения (регистрации) сделок купли-продажи строительных материалов, изделий, конструкций, оборудования, машин и механизмов. Эта информация будет поступать в ФГИС ЦС с привязкой к КСР, что позволит увеличить наполняемость системы объективной информацией о ценах и обеспечит прозрачность сделок купли-продажи строительных ресурсов. Также эта информация позволит повысить точность расчетов сметных цен строительных ресурсов и сметной стоимости строительства в целом и снизить трудозатраты на подготовку документации»
Еще немного о грустном из рубрики «нам пишут»:
«В связи с тем, что теперь отсутствуют ОКСы, УКСы в различных ведомствах (не строительных), теперь каждый директор школы, детского сада, больницы и т.п. имеет статус Заказчика. Не имея никакого представления о технологии ремонта, о ценообразовании в строительстве, приглашает знакомого подрядчика: мол надо сделать ремонт.
— Поможешь сделать смету?
— Да, конечно, но я бы хотел потом и сделать этот ремонт.
— Что-нибудь придумаем.
Рождается смета. Заказчик говорит: мне не дадут таких денег. Придется сделать понижающий коэффициент в связи с нехваткой средств в бюджете. Высчитывают коэффициент зачастую чуть выше 0,7. И в путь. За свои деньги потенциальный подрядчик проходит экспертизу СД. Заказчик уносит СД в департамент для учета в плане на следующий год. Никаких дефляторов, ни дополнительных затрат, конечно не заложено. Деньги выделят через год-два, смета идет на «закупки». За это время и база изменилась, и цены выросли. На тендере еще упали. Что в итоге? Ремонт – одна видимость. Спрашиваю директора, почему меньше кабинетов не взять, но сделать хорошо? Отвечает, что замучают службы контролирующие.
Например: Закрывают детсад, так как лестница при строительстве 20лет назад, теперь выполнена неправильно согласно новых правил. И идут в ход подаяния... Только бы не закрыли... А если бы был специализированный отдел, или управление при департаменте образования, то они бы смогли доказать, что это не делается за неделю. Подняли бы необходимые документы и детсад бы и знать не знал, что тучи сгущались. Работали бы как и работали. ДУМАЮ, ПРОБЛЕМУ НАДО РЕШАТЬ С ЗАКОНА 44-ФЗ. ОН ЖЕ ТАК ДО СИХ ПОР НЕ АДАПТИРОВАН ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА, РЕМОНТА и вернуть специализированные службы при департаментах. Каждый должен заниматься своим делом. Учитель учить, медик лечить. А то толчемся сами в своем ведомстве. А это совсем нерационально. Ведь на самом деле директор школы – арендатор у государства здания. Так почему на него повесили все обязанности по ремонту? Понимаю, арендатор должен содержать здание в должном состоянии. Но только косметический или текущий ремонт без серьезных работ. А что получается, под текущий ремонт выполняются своими силами даже перепланировки, изменение инженерных сетей, пожарных систем и видеосистем. И все все знают, и не против. Так как в бюджете нет денег на то-се. А так – все о’кей. И директор, по сути себя подставляет, но сознательно идет на нарушение. Так как школу надо к 1 сентября привести в соответствие со всеми новыми требованиями различных ведомств, иначе не дадут добро на открытие школы".
Предыдущая новость:
О многолетних проблемах базисного-индексного метода ценообразования
Следующая новость:
Правильное применение индексов как залог достоверной стоимости строительства