Минстрой: о плане реформы ценообразования, 23 новых методиках, гармонизации баз, научно-экспертном совете и мотивации во ФГИС ЦС
В продолжение эпопеи с планом реформы ценообразования, новых методик ценообразования, изменений к базе ГЭСН и ФЕР, составе Научно-экспертного совета по ценообразованию при Минстрое РФ и его деятельности, мотивации для поставщиков материалов во ФГИС ЦС…
Написали очередной запрос в Минстрой и… Все повторилось вновь. Только со второго раза и спустя два месяца нам «ответили» (первый запрос был проигнорирован). Публикуем сначала наши вопросы, а потом «блестящий» ответ чиновников. Лишний раз убеждаемся, что мы на разных планетах живем: в кабинетах чиновников все по-другому (даже стратегия), а на вопросы специалистов им…
Впрочем, читайте сами.
Наши вопросы Минстрою РФ:
- Утвержден ли план мероприятий (дорожная карта) по совершенствованию ценообразования в строительной отрасли РФ? Где он опубликован и как можно ознакомиться с окончательной редакцией? Направлялся ли этот план в Союз инженеров-сметчиков России?
- Где можно ознакомиться с планом утверждения новых методик (более 20 шт. согласно заявлений Департамента ценообразования Министроя РФ)?
- Какова причина 2-летнего отсутствия изменений к нормативам, которые согласно публикациям на сайте Минстроя РФ утверждены научно-экспертным советом? За 2018 год актуализированы более 36 тыс. сметных норм, позволяющих оптимизировать бюджетные средства, выделяемые на строительство объектов. Каковы результаты гармонизации федеральной базы с ТСН г.Москва с федеральной (более 200 млн. руб. на актуализацию за 3 года)? Где ознакомиться с результатами этой работы?
- Когда планируется публикация измененных нормативов и в каком объеме?
- С чем связано отсутствие в плане утверждения сметных нормативов (приказ 256/пр от 06.05.19) предельной даты (срока утверждения) нормативов?
- Где можно ознакомиться с обновленным составом, положением и функциями Научно-экспертного совета по ценообразованию и сметному нормированию в строительстве при Минстрое России? А также материалами заседаний Научно-экспертного совета, в том числе: повестками, протоколами, решениями?
- Где можно ознакомиться с приказом Минстроя России от 21 декабря 2018 г. № 836/пр и его содержанием?
- Планируется ли включение в перечень организаций, которые могут передавать данные о мониторинге цен во ФГИС ЦС, крупнейших застройщиков жилья? Каким образом будет решаться задача повышения достоверности передаваемых данных во ФГИС ЦС и мотивацией передающих эти данные?
- Где можно ознакомиться с составом 13 расширенных рабочих группы при Минстрое по рассмотрению 13 проектов разработанных и актуализированных методических документов и результатами их работы?
С полным текстом ответа Минстроя можно ознакомиться здесь.
Ниже публикуем выдержки и важные комментарии [постарались выкинуть «воду», конечно, как всегда часть вопросов просто проигнорирована - прим. ред.]…
Уважаемый Максим Евгеньевич!
Департамент ценообразования и градостроительного зонирования Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел Ваши обращения от 3 июня 2019 г. № 113113, от 12 июля 2019 г. № 116386 и в рамках компетенции сообщает.
Ранее Вам направлено письмо Минстроя России от 23 апреля 2019 г. № 15684-ОГ/09 по вопросам совершенствования системы ценообразования и перехода к полноценному применению ресурсного метода… [подробнее о предыдущем запросы и ответе - здесь, прим. ред.]
Дополнительно сообщается, что План мероприятий по совершенствованию ценообразования в строительной отрасли Российской Федерации (далее — План мероприятий), доработанный по предложениям субъектов РФ и согласованный с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями, представлен в Правительство Российской Федерации
в установленном порядке.
План мероприятий не является нормативным правовым актом, в связи с чем не подлежит обязательному официальному опубликованию.
В 2019 году планируется разработать и актуализировать 23 методики в сфере ценообразования при проектировании и строительстве.
Федеральные органы исполнительной власти размещают информацию о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения на официальном сайте regulation.gov.ru. С проектами нормативных правовых актов, подготавливаемых Минстроем России‚ в том числе, проектами приказов об утверждении методик, можно ознакомиться на указанном сайте [Про сам план утверждения методик и что вообще с ними происходит конечно не надо отвечать, прим. ред.].
В настоящее время проводится работа по гармонизации отраслевых сметных нормативов ОАО «РЖД», ГК «Росатом», сметных нормативов города Москвы и государственной сметно-нормативной базы (выявление отсутствующих или дублирующих позиций материально-технических ресурсов, разработка отсутствующих и переработка дублирующих сметных нормативов в соответствии с требованиями действующих нормативно-методических документов) [третий год как проводится, а результаты то где? прим. ред.]
Для перехода на ресурсную модель определения сметной стоимости строительства должны быть выполнены мероприятия по формированию единой государственной базы элементных сметных норм, учитывающей особенности и «лучшие практики» промышленного и гражданского строительства (новые технологии, современные эффективные материалы И машины, инновационные методы ведения работ) по результатам гармонизации федеральных сметных норм (ГЭСН), ТСН-2001 для города Москвы и отраслевых сметных нормативов крупных компаний с государственным участием.
Федеральный реестр сметных нормативов по состоянию на 6 августа 2019 года
размещен на официальном сайте Минстроя России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.minstroyrf.ru в разделе «Деятельность / Градостроительная деятельность и архитектура / Ценообразование» [Да, нормотворчество в ценообразовании просто поражает, прим. ред.]
В 2019 году в федеральный реестр сметных нормативов внесены сведения о 233 государственных элементных сметных нормах на строительные, специальные строительные работы‚ монтаж оборудования и ремонтно-строительные работы‚ а также о 51 федеральной единичной расценке на строительные, специальные строительные работы и монтаж оборудования [всего 1 изменение № 5 к базе ГЭСН и ФЕР за 2 года! Мощно! прим. ред.]
Согласно части 3 статьи 8.3 Градостроительного кодекса РФ (далее — Кодекс) сметные нормативы утверждаются Минстроем России в порядке, установленном приказом Минстроя России от 13 апреля 2017 г. № 710/пр.
В соответствии с частью 4 статьи 8.3 Кодекса сведения об утвержденных сметных нормативах включаются в федеральный реестр сметных нормативов [Кто-нибудь понял: зачем отвечают про Фому, если про Ерёму спросили? прим. ред.]
В соответствии с пунктами 6.4 и 6.5 Положения о Министерстве в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности Минстрой России имеет право привлекать в установленном порядке для проработки вопросов,отнесенных к сфере деятельности Министерства, научные и иные организации, ученых и специалистов, а также создавать координационные и совещательные органы (советы, комиссии, группы, коллегии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности Министерства.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Научно-экспертном совете по ценообразованию и сметному нормированию в строительстве при Министерстве, утвержденного приказом Минстроя России от 21 декабря 2018 г. № 836/пр. (далее — Научно-экспертный совет, Положение), Научно-экспертный совет является постоянно действующим консультативно-совещательным органом, созданным с целью выработки рекомендаций и предложений по совершенствованию нормирования и ценообразования в области строительства.
Согласно пункту 3 Положения решения Научно-экспертного совета носят рекомендательный характер.
В силу пунктов 5 и 6 Положения решения Научно-экспертного совета оформляются протоколами заседаний Научно-экспертного совета, содержащими рекомендации к утверждению Минстроем России (отказе в утверждении с указанием причин отказа) проектов сметных нормативов и включению их в Федеральный реестр сметных нормативов, укрупненных нормативов цены строительства, а также могут быть оформлены в виде заключений по результатам рассмотрения проектов сметных нормативов, разработанных и (или) актуализированных организациями, подведомственными Минстрою России.
Решения заседания Научно-экспертного совета доводятся до сведения заинтересованных лиц, т.е. членов Научно-экспертного совета, лиц, привлеченных к работе рабочих (экспертных) групп, а также лиц, являющихся разработчиками проектов сметных нормативов, в виде выписки из протокола заседания Научно-экспертного совета [Зашибись! А где сам состав обновленного Совета? Ничего, что госпожа Сиэрра до сих пор им руководит, не будучи действующим сотрудником Минстроя? :) Молчим уже о «доблестных результатах» работы этого «Совета». Не найти. Именно про приказ об его утверждении мы и спрашиваем. Где сам приказ то? На сайте Минстроя что Совет, что приказ старые :) прим. ред.]
В целях повышения достоверности определения сметной стоимости строительства в Правила мониторинга цен строительных ресурсов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2016 г. № 1452 внесены изменения (постановление Правительства РФ от 15 мая 2019 г. № 604 (далее — Постановление № 604)‚ согласно которым расширен перечень источников информации, необходимой для формирования сметных цен строительных ресурсов, а также появилась возможность участвовать федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, государственным корпорациям и компаниям с государственным участием в механизме определения сметной стоимости строительства [Да, мы помним, что переложили на регионы, а те забили, как сейчас:
Регионы задерживают реализацию реформы ценообразования в строительстве — Минстрой, прим. ред.]
Необходимо отметить, что перечень предлагаемых к мониторингу основных ценообразующих строительных ресурсов составлен на основании данных о наиболее широком распространении И применении таких строительных ресурсов при строительстве объектов капитального строительства в рамках реализации национальных проектов на территории РФ. Указанные строительные ресурсы наиболее характерны для соответствующих видов строительства, наиболее полно отражают динамику изменения стоимости строительства и изменение стоимостных показателей, а также, как правило, являются критическими для стоимости реализации проектов в целом. Минстроем совместно с ФНС, ФТС, Федеральным казначейством и ФАУ«Главгосэкспертиза России» прорабатывается вопрос об обеспечении перехода к автоматизированному сбору и анализу информации о стоимости строительных материалов, в том числе посредством интеграции ФГИС ЦС с базами данных ФНС России‚ ФТС РОССИИ И ИНЫМИ профильными государственными автоматизированными системами.
Минстроем совместно с Федеральным казначейством прорабатывается вопрос информационного взаимодействия ФГИС ЦС и единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС) в части обмена данными о стоимости строительных ресурсов в целях проведения дальнейшего анализа цен и использования указанной информации при формировании начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) при проведении закупок [а пока у нас ФГИС ЦС - без цен с 12% наполнением, прим. ред.]
В настоящее время разработан проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях в части установления мер ответственности за нарушение установленного законодательством о градостроительной деятельности порядка предоставления информации, необходимой для формирования сметных цен строительных ресурсов при мониторинге цен строительных ресурсов» (далее — законопроект).
Основной задачей законопроекта является установление административной ответственности за нарушение установленного законодательством о градостроительной деятельности порядка предоставления информации, необходимой для формирования сметных цен строительных ресурсов, юридическими лицами, осуществляющими деятельность по производству на территории РФ или деятельность по ввозу в РФ строительных материалов, изделий, конструкций, оборудования, машин и механизмов, применяемых при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, выполнении работ по сохранению объектов культурного наследия, на которые законодательством о градостроительной деятельности возложена обязанность предоставления такой информации (далее — юридические лица).
Законопроектом предлагается наделить должностные лица органов государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности на осуществление переданных полномочий по мониторингу за предоставлением информации, необходимой для формирования сметных цен строительных ресурсов, юридическими лицами, полномочиями по возбуждению административных дел в отношении субъектов административного правонарушения с учетом того, что процедура возбуждения дел об административных правонарушениях предполагает личное участие официальных представителей таких юридических лиц [крутая «мотивация», что тут скажешь :) Метод кнута, да еще и с больной головы на здоровую - в регионы, прим. ред.].
Разъяснение дано Директором департамента ценообразования и градостроительного зонирования И.В. Тютьминой (ранее на эту тему)
По материалам Telegram-канала «Просто о сметах». При перепечатке ссылка обязательна.
От редакции: Как всегда, Минстрой ответил (и то не с первого раза) только на некоторые вопросы, проигнорировав бОльшую часть и включив «режим непонимания». Впрочем, это мы уже комментировали здесь.
Предыдущая новость:
C Днём Строителя! О специалистах будущего и ценности сметчиков и прорабов
Следующая новость:
О стратегии в сфере ценообразования в строительстве до 2030 г