Когда вернут ЕНИРы?
Вначале отменяем, потом возвращаем. ЕНиР были, де-факто есть и де-юре будут!
Это же основополагающая штука! Непоследовательно как-то получилось — одни отменяют, другие возвращают. В Минстрое и ГГЭ разные люди в независимых друг от друга отделах не понимают: к чему это все приводит? Прежде чем отменять – нужно создать альтернативу.
В проекте Постановления предлагается установить возможность применять ЕНиР на добровольной основе.
Давайте говорить прямо: когда отменили, поняли, что разработка остановилась и непонятно чем заместить. Никакой альтернативы за 35 лет не разработано. Ладно, сметные нормативы, но как проектировать без ЕНиР? Все равно все ГЭСН сделаны на ЕНиРах и их продолжают использовать!
В рамках регуляторной гильотины Постановлением Правительства РФ от 13 июня 2020 г. № 857 были отменены Единые нормы и расценки на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы (ЕНиР) (утв. постановлением Государственного строительного комитета СССР, Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов от 5 декабря 1986 г. № 43/512/29-50 «Об утверждении Единых норм и расценок на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы (ЕНиР)»).
Но альтернатив то за 35 лет так и нет! Анализ, проведенный ФАУ Главгосэкспертиза, показал, что применение ЕНиР в составе калькуляции строительных ресурсов составило более 61%. Т. е. отмененные нормы составляют фундаментальную нормативную базу по труду и применяются практически во всех разрабатываемых сметных нормах. Как без них актуализировать базу 2020 и разрабатывать 2021?
Как ни парадоксально, приходиться работать по-старому (в т.ч. и коллегам из ГГЭ по разработке и актуализации сметных норм), параллельно пытаясь вернуть отменённое.
Что сделать не так-то просто. Минюст, по традиции, упёрся: «зачем отменяли, чтобы просто так вернуть/почему заново не хотите разработать»? (говорят, в огромном перечне предлагаемых к отмене документов, просто «проглядели» столь важное и фундаментальное Постановление. Поэтому, проект возврата изменений завернут на доработку.
Кстати, в Москве проблему решили следующим образом.
Комитетом города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов было принято решение выпустить «Временные усреднённые производственные нормы для города Москвы»:
- Приказ от 30 декабря 2020 г. № МКЭ-ОД/20-99 «Об утверждении временных усредненных производственных норм»
- Дополнение к приказу от 30.12.2020 № МКЭ-ОД/20-105«О внесении дополнений в приложение к приказу»
Специалистами ГАУ НИАЦ были переработаны все ЕНИР и часть ВНИР, убраны не используемые сборники (печные трубы, вечная мерзлота и т.д.), вычищена часть явных ошибок и опечаток. Сборники переведены в удобный внутренний формат. В настоящее время идет большая и скрупулезная работа, сравнение со статистикой использования в нормах и в сметах, сбор материалов, аналитики. Проводится подробный анализ: в разрезе технологий, машин, инструментов, материалов; сравнение с базой нормативных наблюдений. Чистка дублей норм ТСН и ФСНБ. После переработки и принятия соответствующего решения можно будет оперативно сформировать базу без приписки «временные».
Андрей Савенков, начальник Управления экспертизы сметных нормативов ФАУ «Главгосэкспертиза России»:
Важной и неотъемлемой частью системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве являются Единые нормы и расценки на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы.
Выполнение работ по разработке (актуализации) сметных норм, проверке их проектов и расчетных обоснований к ним регламентировано Порядком утверждения сметных нормативов (приказ Минстроя РФ от 13.01.2020 г. № 2/пр). При осуществлении указанной разработки также необходимо руководствоваться методическими рекомендациями, согласно которым нормы затрат труда рабочих-строителей могут определяться как на основании действующей нормативной базы по труду, так и с использованием методов нормативных наблюдений.
Представляется целесообразным внесение изменений в постановление № 857 в части исключения п. 21 прил. 4 и установления возможности использования ЕНиР при нормировании на добровольной основе.
Альтернативным вариантом может быть утверждение Минстроем России временных норм затрат труда на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы (ВНиР), сформированные на основе отмененных ЕНиР с последующей организацией разработки типовых профессиональных, отраслевых норм труда на строительные работы, согласно ст. 161 Трудового кодекса. При этом в основу данных работ может быть положена актуализация базы ЕНиР (ВНиР).
Сегодня ЕНиРы продолжают быть неотъемлемой частью системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве и содержат в своем составе технологические операции, не претерпевшие значительных изменений до настоящего времени. Например, технология выполнения работ и организация строительного производства при возведении кладки стен из кирпича неизменна с 1980-х гг., по сути когда и были сформированы ЕНиРы. То же касается работ по устройству конструкций из сборного и монолитного железобетона и многих других строительно-монтажных работ. Операции на погрузочные и разгрузочные работы на основании ЕНиР применяются практически во всех разрабатываемых сметных нормах.
Разработка ЕНиР велась профильными научно-исследовательскими институтами СССР на основании данных нормировочных станций со всей территории страны в течение более чем 40 лет. При этом новые типовые межотраслевые нормы труда не утверждены, и их разработка потребует значительного времени.
При разработке новых и актуализации существующих сметных нормативов, предусматривающих использование новых технологий строительства, при формировании калькуляций строительных ресурсов (основы для вывода норм трудозатрат, времени использования строительных машин и механизмов, расхода материальных ресурсов) значительное количество технологических операций принимаются на основании действующих норм времени ЕНиР. Такой подход позволяет значительно сократить время подготовки сметных норм.
Без использования нормативной базы по труду сроки разработки новых нормативов могут значительно увеличиться, что негативно отразится на сметном нормировании и ценообразовании, в том числе на процессе внедрения новых технологий и, как следствие, на достоверности определения сметной стоимости строительства.
Доля затрат труда, определенных с применением единых норм и расценок в составе калькуляции строительных ресурсов, — более 61 %. Таким образом, единые нормы и расценки являются важным звеном в сметном нормировании, при этом, учитывая современное развитие строительной техники и технологий, необходима их периодическая актуализация.
На начальном этапе актуализация ЕНиР может быть проведена на предмет исключения морально устаревших норм, в которых учтена техника, в настоящее время снятая с производства и не используемая при осуществлении строительства объектов капитального строительства. Для машин и механизмов, на смену которым пришли модернизированные модели или аналогичные более производительные машины и механизмы, но при этом технология процесса и состав работы остались без изменения, нормы могут быть актуализированы аналитически-расчетным методом на основе технической документации по процессу, инструкций по эксплуатации техники и технических паспортов. При этом основным параметром, требующим уточнения, будет техническая производительность машины путем определения коэффициента приведения по ее паспортным данным.
На следующем этапе актуализации необходимо решение вопроса, связанного с численным и квалификационным составом бригады (звена), учтенного в ЕНиР, так как за последние 30 лет были уточнены требования к квалификации рабочих строителей в связи с внесением изменений в Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, а также введением профессиональных стандартов.
Более подробно - в статье «Методические подходы к развитию технического нормирования в строительстве», журнал «Промышленное и гражданское строительство» №7, 2021, автор - Андрей Савенков, начальник Управления экспертизы сметных нормативов ФАУ «Главгосэкспертиза России