Как Минстрой на горбу сметчиков и регионов въезжает в светлое будущее
Весело будет в 2022: BIM с повышением скорости проектирования, ФГИС ЦС с ценами, новая база ГЭСН и ФЕР в уровне 2021 года, переход на ресурсно-индексный метод всё для прозрачной цены в стройке.
Но для начала необходимо наполнить ФГИС ЦС прайс-листами, выполнив мониторинг (конъюнктурный анализ) руками сметчиков.
А ведь это мы предложили собирать прайсы, которые предоставляют в экспертизу! Чтобы убрать коллизию, когда Минстрой с индексами кивает на регионы, а регионы с ценами на Минстрой (мол, нам не нужно, у нас все ок). Чтобы сделать грамотный мониторинг…
Наше предложение было: обязать органы экспертизы на местах собирать в необходимом разрезе информацию о ценах из прайс-листов, которые все равно сдаются приложением к документации на проверку.
Пока люди в погонах не пришли и не спросили: откуда такие цены и мониторинг, на основании которого рассчитывались Минстроевские индексы?
Но Минстрой опять все извратил, заставив все это делать простых сметчиков, а прошлые архивы смет никто отрабатывать не будет. Официальная версия устаревшая информация и цены.
Конъюнктурный анализ — «боль» сметчика. Издевательство над людьми, когда на горбу сметчика в светлое будущее въезжает Минстрой (наполняя ФГИС ЦС руками сметного сообщества) не увеличивая стоимость проектных работ (и оплату труда сметчика соответственно). И с этим нужно что-то делать…
Конъюнктурный анализ требуют, прописывают его в новой Методике! Но самое удивительное, что сами чиновники имея все рычаги государственной власти не смогли его провести и не планируют проводить в полном объеме, а с простых сметчиков — это требуют!
Не только у нас есть вопросы к форме конъюнктурного анализа и её оформлению. КАК это все разгребать рядовым сметчикам — пока не ясно. Вал вопросов может смыть отвечающих.
Очень нужны практические примеры и реальные ответы Минстроя и Главгосэкспертизы России по конъюнктурному анализу!
Как быть с тем, что нигде нет правовых требований к производителю, поставщику от которых зависит — будет у тебя коммерческое предложение/прайс, или нет?! Да даже если это будет где-то прописано, нужно еще желание поставщиков дать реальные предложения, по факту будут сплошные обещания…
Да хотя бы отдельного письма на эту тему? Или тут тоже подождем, как с вводом в сметные программы выходных форм сметной документации, которые «являются всего лишь образцами»?
Почему каждый должен в меру своего опыта, знания и прочтения документа делать так, как считает нужным, а проверяющие предъявлять дополнительные, нигде не прописанные требования?
А если начать детально проверять информацию, обосновывающую региональные цены, столкнемся с тем, что подавляющее большинство цены — нарисованы! Под ценами на самом деле конструктивного обоснования нет.
- Определение объективной сметной стоимости «упирается» в мониторинг стоимости строительных ресурсов
- Мониторинг отдан на откуп регионам со всеми все полномочиями (в том числе по расширению штата сотрудников для мониторинга). Но на вопрос: где регионам взять деньги на это, нам отвечают — в местной экспертизе. Поэтому все эти вопросы по-прежнему ложатся на плечи 1-2 сотрудников отдела ценообразования местного департамента строительства (РЦЦС, экспертизы), часто — в дополнение к основной работе.
- Ручной мониторинг очень трудоёмкий, а значит — дорогой.
- Технического решения (концептуальной модели) автоматизации сбора данных «по умолчанию» нет (либо никто с нею не знаком).
- Региональные команды специалистов, которые были бы в такой узкой сфере профессионалами сформировать, а уж тем более подготовить затруднительно (если учесть, что региональные центры ценообразования ликвидировали, а ресурсов созданных центров мониторинга на всю страну не хватит). Коммерсантов сюда не пускают. На СРО надежды нет — они сами в местные РЦЦС звонят с вопросами.
- Проблема собрать информацию о ценах на материалы, так как в ряде регионов (например, ЯНАО) почти отсутствует собственное производство, а поставщики регионов, из которых возможна поставка, почти всегда не видят выгоды сотрудничать.
- Перечень ресурсов по прайс-листам бывает достаточно большой, поставщикам не интересно давать коммерческие предложения, зная, что работают просто в «корзину»!
- Достоверность и наполняемость ФГИС ЦС не организована на федеральном уровне, а регионы каким-то образом должны повлиять на это, не имея рычагов воздействия? Не имея своих производителей — каким образом можно диктовать правила поставщикам из Москвы, Тюмени? Как учесть транспортную составляющую, если берут небольшие партии у разных поставщиков?
Надежда авторов реформы на поставщиков, регионы и торговые площадки не принесет результата (даже если ограничить ресурсы 30 тысячами), пока не решить вопрос с МОТИВАЦИЕЙ (а он до конца еще не решен!), как следствие — с достоверностью:
- Органам власти заполнять данные во ФГИС ЦС времени нет, даже если им помимо «личного кабинета» во ФГИС ЦС дадите личный кабинет в «деловом центре». Вначале надо произвести сам мониторинг — а на это ни времени, ни лишних денег у регионов (кроме разве что Москвы, Санкт-Петербурга, Казани) просто нет. Кстати, чтобы ускорить весь процесс наполнения системы ценами, на сайте ФГИС ЦС целесообразно реализовать «седьмой светофор» вице-премьера Марата Хуснуллина, где наглядно в режиме реального времени отображать состояние дел в регионах с фамилиями губернаторов и/или глав Департаментов строительства.
- Поставщикам оно тоже не надо: у них свои методы продвижения товаров и заполнять ФГИС ЦС без мотивации они не будут (да и не делают это). Личные кабинеты поставщиков уже доступны во ФГИС ЦС. Что теперь нужно сделать СРО (НОСТРОЙ, НОПРИЗ) и местным РЦЦС? Разослать новость об этом и инструкцию по всем поставщикам региона, отвечающим критериям попадания во ФГИС ЦС. А ГГЭ — проконтролировать процесс, чтобы те, кого мониторят в регионах, получили необходимую информацию. Мы об этом и дополнительных мерах «стимулирования» писали ранее. Наличие такой информации (по задумке Минстроя) выгодно всем: «поставщикам» стать «видимыми» и конкурентными, строителям — рентабельность, сметному сообществу — рост индексов и достоверные цены.
Объективного обоснования цен, предоставленных большинством регионов в ГГЭ просто нет. Цены, которые предоставляются, по сути сфальсифицированы и ничем не обоснованы!
У ФНС больше информации про цены строительных ресурсов в России чем у ГГЭ и Минстроя!
Теперь регионам при направлении отчетных данных о сводной номенклатуры ценообразующих строительных ресурсов (700 позиций, который предоставляют все регионы) за I квартал 2021 года (для индексов на II квартал), необходимо прикладывать обосновывающие документы: (прайс-листы, счета, коммерческие предложения), конъюнктурный анализ, формы по расчёту восстановительной стоимости машин и механизмов и расчёт эксплуатации машин и механизмов (Приложения 3,4,5,6 к Методике 32/пр). Ранее регионы отправляли только отчет на основе конъюнктурного анализа без приложения.
Органам исполнительной власти поручено обеспечить принятие исчерпывающих мер по организации представления Поставщиками информации о ценах во ФГИС ЦС посредством личных кабинетов. Информация о количестве поставщиков будет аккумулироваться по субъектам и направляться в Правительство.
В переводе на простой человеческий язык:
- Программа-минимум: всех «отмониторенных» поставщиков по 700 ценообразующим ресурсам заставить/уговорить/убедить подать цены через личный кабинет.
- Программа максимум — не останавливаться на «отмониторенных», а «прочесать»; по максимуму ЮЛ и ИП региона.
- При не выполнении как минимум пункта 1 и низкой активности пункта 2 — отличный повод «нахлобучить» главу региона.
Чтобы ускорить весь процесс наполнения системы ценами, на сайте ФГИС ЦС целесообразно реализовать «седьмой светофор» вице-премьера Марата Хуснуллина, где наглядно в режиме реального времени отображать состояние дел в регионах с фамилиями губернаторов и/или глав Департаментов строительства.
На данный момент получается, что на тысячи позиций по оборудованию, материалам и конструкциям, которых НЕТ в ФССЦ и которые приходится ставить по прайс-листам и ТКП, сметчикам придется «рисовать» стоимости, потому что найти реальные ТРИ просто невозможно и заполнить такие таблицы по конъюнктурному анализу просто не представляется возможным, еще и добавить по каждому варианту транспортную составляющую… Например, отрасль энергетики, объекты огромные и материалов нет в базе. Фирмы не идут на контакт, так как Подрядчики не являются Заказчиками продукции, не заключают договоров на поставку и комплектацию.
В общем, подтолкнём поставщиков… руками сметчиков.
Зачем наказывать, если от желающих попасть во ФГИС ЦС теперь отбоя нет?
Реклама, рейтинги, цифры: «К нам ежедневно поступает от 30 до 50 заявок с просьбой подключить к ФГИС ЦС и включиться в Классификатор строительных ресурсов.
В системе зарегистрировано свыше 15,3 тысяч юридических лиц и 345 тысяч посетителей с момента ее запуска в эксплуатацию в 2017 году».
В реальности диалог у телевизора получается:
-где деньги цены, Зин?
А что у Вас с индексами и конъюнктурным анализом? В Вашем регионе, в реальности? Напишите нам!
Реальные цены = реальные индексы. Стоп! А до этого что было?
Раньше от регионов были просто цены по списку ресурсов (без приложений, которые невозможно проверить), а теперь нужно их обосновать прайсами. Для этого с 30 марта во ФГИС ЦС начнут функционировать личные кабинеты органов исполнительной власти субъектов РФ. Волей-неволей придется создавать центры мониторинга (их много где нет до сих пор!), выделять людей (или озадачивать в нагрузку дополнительными обязанностями), автоматизировать и финансировать это. Мало того, губернаторам еще и работу с поставщиками на местах «навесили» — уговорить и «за ручку» привести своих местных во ФГИС ЦС.
Наверху что наавтоматизировали и намониторили? Есть с чем сравнить?
Нам постоянно говорят, что мониторят-мониторят: ежедневно, ежеквартально, Минстрой/ГГЭ/НОСТРОЙ, то одни ресурсы, то другие, то металл, то арматуру. И вот, новый поворот: будет мониторинг от регионов достоверный — будут и индексы расти.
Опять весь мониторинг сметчикам делать. И тут «загвоздка»: XML, который по задумке должен был собирать эти данные из смет, существует только на бумаге.
Кто должен проводить конъюнктурный анализ: подрядчик, проектировщик или заказчик?
На основании конъюнктурного анализа в сметную документацию включается стоимость строительного ресурса, если он отсутствует в федеральном реестре сметных нормативов. В ходе дискуссии были высказаны мнения, что анализ должен проводить подрядчик, так как проектировщик не в такой мере, как подрядная организация, заинтересован в стоимостной части этого вопроса.
Однако на этапе архитектурно-строительного планирования подрядчика априори нет.
Павел Малахов напомнил, что в видеоинтервью, которое провел НОСТРОЙ с директором Департамента ценообразования Минстроя России Ириной Тютьминой на тему определение сметной стоимости строительства (реконструкции) по новой методике 421/пр, представитель министерства подчеркнула, что все условия, в том числе кто будет осуществлять конъюнктурный анализ, закладываются в техническом задании(Источник — НОСТРОЙ).
В этом интервью ответ на вопрос: «Кому проводить конъюнктурный анализ?» дословно звучал так:
« — Все требования и порядок проведения конъюнктурного анализа прописаны в 421 Методике. Эти правила должны соблюдаться всеми.»
Напомним, что тогда же Директор департамента Минстроя сообщила, что из Интернета прайс-листы брать нельзя. Вот накрутили так накрутили!
Наше мнение: работу по конъюнктурному анализу должен выполнять Заказчик.
А фактически получается, что все делать сметчику.
На эту же тему (кто должен составлять ВОР — ведомость объемов работ и проводить мониторинг) есть ответ Минстроя (из серии: ни нашим, ни вашим).
Так кто должен составлять конъюнктурный анализ? (Из выступления специалиста сметного отдела ООО «НИиПИ Спецреставрация» Марии Соболевой)
- Форма состоит из 18 граф!
- Безусловно, заполнить такую форму для всех материалов, не учтенных сборниками расценок, ФССЦ, — не под силу сметчику.
- Проектная организация вынуждена будет нанимать специальную фирму для этой цели, или обращаться в Центры по ценообразованию.
- Следует обратить внимание, что стоимость данных работ не учтена расценками на проектно‐сметные работы. За счет кого будут возмещены затраты?
- Правомерно говорить о том, что работу по конъюнктурному анализу должен выполнять Заказчик.
Если все‐таки составление конъюнктурного анализа ложится на плечи проектной фирмы, то каким образом учесть в смете на проектные работы эти затраты?
- В СЦНПР‐91 такой работе соответствует только она расценка: СЦНПР‐91 Раздел 3 таблица 3‐7 пункт 4. «Составление калькуляций стоимости строительных материалов, изделий с учетом отпускных цен транспортных расходов, наценок снабженческой, сбытовых организаций и заготовительно‐складских расходов.»
- Для одного наименования материала стоимость в текущих ценах составит: 1,1*14,6*4=64,24 рубля.
Что хорошего можно сказать о Методике?
- Пункт 14 Для проведения конъюнктурного анализа используется информация из открытых и (или) официальных источников о текущих ценах (в частности, печатные издания, информационно‐телекоммуникационная сеть «Интернет»
- Вот это порадовали, для мониторинга можно использовать сборники ТССЦ (территориальных сметных цен). То есть включаем в таблицу конъюнктурного анализа стоимость из ТССЦ и указываем ссылку на сборник ТССЦ (например, на сайте Центра мониторинга и экспертизы цен).
Всё само «рассосётся»?
Как и чем планируется помочь сметному сообществу?
Разъяснениями, материалом в КСР, списком поставщиков во ФГИС ЦС, готовых работать с мониторинговыми запросами, блок-чейн системой для сметчиков (где они сами за деньги будут заносить данные), публикацией результатов своего мониторинга по регионам (в т.ч. с обоснованием цен для базы в уровне 2021. В ГГЭ же как раз готовятся выпускать базу, мониторят по три представителя), новой Стратегией развития ценообразования? Результатами мониторинга от НОСТРОЙ, профильных департаментов?
Какие конкретные шаги навстречу предпринимает Минстрой? Кроме усложнения жизни сметчикам и снятия с себя ответственности? Что со всем этим делать, пока во ФГИС ЦС цены не появятся?
Проблемы индейцев сметчиков шерифа Минстрой не волнуют? Наполняйте-ка сами вы этот ФГИС ЦС, своими ручками, простите, прайс-листами. Только зачем это все заполнять, если в ГГЭ даже на XML-формат приема сметной документации не перешли?
Кто-нибудь об этом думал?
Ответы — в интервью Директора Департамента ценообразования Минстроя РФ Ирины Тютьминой:
- Из Интернета прайсы брать нельзя. Но как быть с противоречием, когда в той же Методике рекомендуется брать информацию из открытых источников — Интернет!
- Те поставщики, кто еще не во ФГИС ЦС и дал дважды предложения — их «загонят» и обяжут подавать данные в систему.
- Срок действия документа — 6 месяцев. (Коллеги со всей страны пишут, что в целях перестраховки местные эксперты уже требуют обновлять прайсы чуть ли ни по прошествии квартала). Не успел — «наша песня хороша, начинай сначала». Информация должна быть актуальной! Ничего, что уже многие организации разваливаются и прекращают свою работу? Как подтвердить, проверить, что организация «жива»?
Возможное решение — искусственный интеллект, нейронная сеть, которая собирает и обрабатывает прайс-листы и сметы.
Смотрите наш дополнительный материал — Как изменится наша отрасль, если инженеры-сметчики смогут:
- сравнивать продукцию по значениям параметров прямо в САПР;
- сравнивать цены аналогов без поиска по бесконечным сайтам и прайсам;
- в один клик обеспечивать конкурентность на позицию из множества каталогов;
- автоматически формировать сметную документацию с обоснованиями для экспертов инвестора.
Предыдущая новость:
Индексы изменения сметной стоимости субъектов по ежеквартальным письмам Минстроя РФ
Следующая новость:
Актуализированная база НЦС 2021 — 21 сборник