Интервью с Президентом НОСТРОЙ Антоном Глушковым
вопросы редакции TG-канала «Просто о сметах»
- Вы довольно часто говорите о том, что результаты мониторинга, который осуществляет НОСТРОЙ, показывают несоответствие утвержденного показателя заработной платы, который принимается в субъектах РФ относительно рыночной оплаты во многих регионах. Как сейчас обстоят дела?
За три последних года сделано немало в этом направлении и накопленный ранее разрыв в зарплатах был сокращен в большинстве субъектов Российской Федерации, особенно там, где «роль Росстата» по сбору данных от строительных компаний выполняли СРО и данная информация ложилась в основу расчета заработной платы рабочего 1 разряда, занятого в строительстве. Инициативу НОСТРОЙ поддержали, и, как результат - среднее увеличение нормативного показателя составило: 10% в 2021 году, 15% в 2022 году и 17% в 2023 году.
Надо отметить, что цвет зарплаты тут не причем, вопрос в объективности выборки. Мы понимаем, что опрашивать компании только по наличию строительного ОКВЭД не является показателем, что это компания занимается строительством. Например, среднестатистический региональный водоканал помимо всего прочего имеет еще и ОКВЭД по строительству и сбор данных с такой компании, в штате которой больше эксплуатанционщики, а не строители сильно смазывает картину. НОСТРОЙ предложил Росстату заключить соглашение об информационном обмене в части предоставления данных о строительных компаниях, пока, к сожалению, мы не подошли к его подписанию.
Кроме того, мы должны понимать, что сегодняшний рынок далеко вперед шагнул, на стройках кадровый дефицит и работодатели вынуждены конкурировать с другими отраслями и повышать заработные платы, что значительно усилилось в 2022 и 2023 годах. Поэтому эта работа по прежнему остается актуальной и необходимой.
Кроме того, необходимы системные решения, которые могут быть отрегулированы отраслевым трехсторонним соглашением. Существующий коэффициент для строителей 1,2 предусмотрен отраслевым соглашением, его действие завершается 31.01.2024 г. и при расчете заработной платы в следующем году после этого срока даст просадку. Поэтому необходимо срочно продлевать его действие и НОСТРОЙ вместе с РСС и Профсоюзами предложили в новом соглашении пересмотреть коэффициент 1,2 в сторону увеличения. Кроме того, у нас большая страна с разными условиями (климатическими, географическими и т.п.), поэтому нам нельзя тут уходить от региональных особенностей и сегодня необходимо вернуться к обсуждению вопроса учета при расчете заработной платы регионального коэффициента, предусмотренного региональными отраслевыми соглашениями.
- Уже стала крылатой фраза «РИМ шагает по стране». Как вы оцениваете результаты по переходу на ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости строительства? И каких результатов вы ожидаете?
71 субъект РФ перешли на РИМ в 2023 году. Остальные должны прейти в первом квартале 2024 года. Это большая кропотливая работа как региональных центров ценообразования, кто готовит материалы и тут мы подключили региональные СРО к этой работе, в большинстве регионов она встала на нужные рельсы, так и Минстроя России и ГГЭ, кто все эти материалы проверяет.
Мы возлагаем на этот метод, несмотря на то, что это переходный период и очень надеемся, что он будет исключением из правила «нет ничего постояннее, чем временное». На волне большого количества торгов, на которых нет участников из-а непревликательности цены, скачков на рынке строительных ресурсов другого выхода у нас нет.
Мы в своей работе по-прежнему (несмотря на сменившийся вектор, что наполнение ФГИС ЦС никак не влияет на переход на РИМ) делаем упор на наполнении ФГИС ЦС прямыми ценами производителей и поставщиков, а не ценами от региональных центров ценообразования.
С момента привлечения к данной работе по просьбе Главгосэкспертизы России в 2021 году СРО наполняемость увеличилась в 3,6 раза. Вынуждены констатировать, что наполнение в среднем по стране ФГИС ЦС колеблется в районе 10 %. Есть регионы лидеры, как правило они совпадают с нашими пилотами и участием СРО в этой работе. А есть регионы, где этому вопросу практически не уделяют внимание и здесь нужно работу активизировать. Мы предложили Минстрою России наделить СРО правом передачи данных во ФГИС ЦС, тем более что при созданном ГГЭ мониторинговом центре и выстроенной с их стороны верификацией данных это будет дополнительным источником информации. Сегодня все цены во ФГИС ЦС попадают только после сплошной проверки со стороны Главгосэкспертизы России.
Сегодня СРО отрабатывают в прямом взаимодействии с поставщиками и производителями вопрос передачи информации в ФГИС ЦС, помогают идентифицировать их продукцию с кодами КСР, а где-то по поручению производителей ведут личные кабинеты последних. Поэтому, мы видим вопросы, которые необходимо дорабатывать в ФГИС ЦС для оптимизации. Весной 2023 года мы собрали предложения со всех субъектов РФ и направили их в ГГЭ и рассчитываем на усовершенствование системы (ГГЭ ответило о возможности учета предложений при очередной доработке).
Следующим этапом мы видим необходимость анализа цен, размещенных в ФГИС ЦС и сравнение с данными производителей и поставщиков, представленных в системе с данными коммерческих предложений, которые они же делают строительным компаниям – членам НОСТРОЙ.
- НОСТРОЙ часто говорит о рынке строительных материалов. Вроде бы это не ваша прямая компетенция, зачем вам это надо?
Для этого есть несколько причин. Первая – цена на строительные материалы. Мы проводим совместно с Минстроем и ГГЭ еженедельный мониторинг индикативных строительных ресурсов и видим, как меняется рынок. При отсутствии динамического ценообразования в строительстве существенно повышаются риски по исполнению контрактных обязательств. Механизм 1315 спас ситуацию на волне роста стоимости строительных материалов в 2021-2022 годах, цена была пересмотрена на каждом десятом государственном и муниципальном контракте. Механизм дался непросто, огромное количество разъяснений, региональных мероприятий, практических консультаций мы провели. Колоссальную пользу принес портал Минстроя России и ГГЭ по данному механизму. 2023 год, к сожалению, показывает те же тенденции по росту стоимости строительных материалов, но на контракты, заключенные после 2022 года механизм 1315 не распространяется. Сегодня мы собираем данные по контрактам, которые находятся под угрозой исполнения по рискориентированной модели НОСТРОЙ, которые будут переданы в Минстрой России. Мы считаем, что сегодня можно говорить о продлении механизма 1315 без выделения дополнительного финансирования, а за счет пересмотра существующих программ.
По результатам мониторинга цен на строительные материалы, который проводит НОСТРОЙ в 2023 году наблюдается рост цен на строительные материалы: 47% - битум, 35% - металл, 19% - цемент и т.д., тогда как прогнозный дефлятор на 2023 год по данным Минэкономразвития, который закладывается в цену контракта составляет всего 5,9%. В такой ситуации вообще сложно говорить о рентабельности на бюджетной стройке, которая имеет достаточно большую долю в объеме строительства.
Вторая – качество строительных материалов. Мы прошли волну импортозамещения, существенную роль для стройки оказал Каталог импортозамещения НОСТРОЙ. Поэтому на его базе сегодня создается Реестр добросовестных производителей и поставщиков строительных ресурсов, который призван помочь проектным и строительным компаниям в выборе материалов для строек, которые полностью сертифицированы и подтверждены результатами лабораторных испытаний. Для производителей и поставщиков это хороший сервис довести информацию о себе до конечного потребителя, тем более что НОСТРОЙ в лице своих членов (99 тыс строительных компаний) является крупнейшим потребителем строительных материалов в стране.
- Есть мнение о том, что по договорам, предметом которых является капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, квалификация строителей ниже чем на больших стройках. Что сделано НОСТРОЙ в данном направлении?
Да, действительно, за период 2020-2023г сумма предъявляемых исковых требований в рамках исполнения договоров по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах к подрядным организациям показывает динамику увеличения. Такая тенденция обусловлена, в том числе из-за низкой квалификации подрядных организаций.
В связи с этим НОСТРОЙ вышел с предложением в Минстрой России о привлечении СРО к проведению предварительного отбора по формированию реестра квалифицированных подрядных организаций и приемки работ. К сожалению, в регионах, которые мы анализировали региональными комиссиями прошли предквалификационный отбор компании, которые не являются членами СРО, хотя это требование четко зафиксировано законодательством. Комиссией по вопросам ценообразования в строительстве и технологическому и ценовому аудиту Общественного совета при Минстрое России был разработан типовое соглашение о взаимодействии регионального оператора и СРО по указанным вопросам, проведен предварительный отбор пилотных регионов, кто готов провести эту работу. Данные материалы направлены были направлены курирующему заместителю Ересько А.В. Очень надеемся, что в следующем году мы сможем запустить пилоты в отобранных регионах.
- В 2023 году в Совете Федерации НОСТРОЙ заявил о начале эксперимента по «открытой книге». Скажите, уже есть результаты?
Проведение эксперимента по «открытой книге» было предусмотрено Дорожной картой по совершенствованию системы ценообразования в строительстве. Мы договорились о проведении эксперимента с подрядными компаниями и их заказчиками и фактически вели весь год двойной учет расходов.
-
Первый – закрытие работ и материалов как это предусмотрено сегодня.
-
Второй – как реально обстояли дела с расходами подрядных компаний (можно его еще управленческим учетом назвать) с целью понимания дисбаланса, есть ли он и в каком объеме.
Предварительные итоги расчетов по нашему пилоту показали, что подрядчик недополучил почти 10% от уже увеличенной цены по постановлению №1315 и в случае отсутствия механизма 1315 подрядчик скорее всего бы не смог достроить объект, так как разница составила бы уже 31%.
- Завершая, вопрос про сметчиков. НОСТРОЙ проводит один из самых массовых конкурсов профмастерства для сметчиков. Поделитесь в чем успех и какие результаты?
Все верно, НОСТРОЙ уже три года подряд проводит конкурс на звание Лучший сметчик. Мы использовали разные формы: очный, очно/заочный, дистанционный форматы. Больше всего мы уделяли внимание заданиям, чтобы сделать конкурс творческим и интересным, но при этом сохранить требования, которые предъявляет бизнес и работодатели к сметчикам.
За это время в конкурсе приняло участие более 1500 человек из всех регионов страны. Если первый год мы проводили финал среди сметчиков – участников нашего конкурса, то последние два года финалисты направляются для участия в Международном строительном чемпионате (МСЧ), где наши представители занимают призовые места. В прошлом году – это третье место, в этом году – второе. Помимо всего прочего сметчики воспринимают наш конкурс как тренировку и потом выходят на МСЧ как самостоятельные участники и тоже показывают отличные результаты. Мы еще заметили интересный факт – после наших конкурсов сметчики очень успешно развиваются в своей профессионально деятельности, растет по службе, получает дополнительные заказы и в целом растет в своем профессиональном рейтинге. Мы гордимся нашими сметчиками, верим, что экономика предприятий во многом зависит от их квалификации и планируем и дальше продолжать эту работу и приглашаем всех коллег следить за информацией на нашем сайте о начале подачи заявок на конкурс в 2024 году.
Источник TG-канал «Просто о сметах»