Здесь какой алгоритм. У нас НМЦК формируется на основании проектно-сметной документации, составление сметной документации регулируется методикой МДС 81-35.2004. Там написано, что в стоимость сметной документации включаются затраты на выплату налога на добавленную стоимость и поэтому так как мы формируем сметную документацию с учетом НДС, то и НМЦК тоже включает НДС. В случае, если у нас будет Подрядчик, который НДС не платит, и Заказчик будет настаивать, что Подрядчик должен работать с НДС, то организация, которая работает по УСН также может платить НДС и выставлять счет-фактуру. Если же у нас НДС не будет выделен в НМЦК, то получится, что НДС при заключении договора не будет учтен. (Головин С.В.)
Вопросы и ответы
У нас сейчас в проектно-сметную документацию закладываются затраты на проведение строительного контроля, затраты на содержание технического заказчика как-то выпали. Мы сейчас методику на содержание службы технического заказчика утвердили, вот буквально вчера и направили в Минюст. И там написано, как эти затраты на содержание технического заказчика считать вообще. Расчеты на содержание службы технического заказчика делаются расчетным методом, исходя из планируемой стоимости объекта и из численности людей, которые объект будут вести. Расчет, который будет сделан в соответствии с этой методикой, утверждается застройщиком. И вот эта цифра и будет являться основанием для расчета НМЦК. Далее расчет НМЦК на технического заказчика будет производиться в том же порядке, который описан в приказе 841/пр. Порядок формирования НМЦК на строительный контроль аналогичен.И такой же порядок по авторскому надзору. Любые затраты, которые учтены в проектно-сметной документации и которые являются предметом контракта, считаются также переводом цены сначала индексом фактической инфляции из уровня цен проектно-сметной документации в уровень цен на момент расчета НМЦК и далее прогнозным индексом на период производства контракта. Разъяснительные письма такие мы написали. (Головин С.В.)
Согласно 44-ФЗ п. 9.1. Проектно-сметный метод может применяться при определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений (часть 9.1 введена Федеральным законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ). Причем, проектно-сметный метод является приоритетным.
Также следует учитывать, что когда период между датой определения НМЦК и датой окончания работ менее 1 квартала, сметная стоимость строительства индексами-дефляторами не пересчитывается, а принимается равной стоимости на дату определения НМЦК.
Пунктом 45(13) Положения об организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007г. N 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» установлено, что после получения положительного заключения государственной экспертизы, но до даты заключения государственного (муниципального) контракта (договора), предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, застройщик самостоятельно может пересчитать сметную стоимость, применив индексы изменения сметной стоимости строительства, действующие на дату пересчета сметной стоимости.
Повторная проверка пересчитанной сметной стоимости не проводится. Такая сметная документация может быть направлена на повторную государственную экспертизу проектной документации в части проверки сметной стоимости только по решению застройщика.
Таким образом, если для определения НМЦК используется проектная (сметная) документация, разработанная на основании применяемой на дату формирования НМЦК сметно-нормативной базы, то для пересчета сметной стоимости работ в уровень цен на дату определения НМЦК используются индексы изменения сметной стоимости строительства, действующие на дату определения НМЦК.
В случае, если проектная (сметная) документация разработана на основании сметно-нормативной базы, не применяемой на дату формирования НМЦК, то пересчет сметной стоимости работ в уровень цен на дату определения НМЦК осуществляется с использованием официальной статистической информации об индексах цен на продукцию (затраты, услуги) инвестиционного назначения по видам экономической деятельности (строительство), публикуемой Федеральной службой государственной статистики для соответствующего периода.
Примеры применения индексов приведены в Письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 16.03.2020 № 9333-ИФ/09. Пример расчета также есть в пособии под редакцией Павла Горячкина («Методическое пособие инженера сметчика»)
Дополнительная информация
Примеры расчета НМЦК в сфере строительства приведены в письме Минстроя России от 16.03.2020 N 9333-ИФ/09 «О разъяснении законодательства» по вопросу применения официальной статистической информации об индексах цен на продукцию (затраты, услуги) инвестиционного назначения по видам экономической деятельности (строительство), публикуемой Росстатом для соответствующего периода, и индексов-дефляторов Минэкономразвития России по строке «Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения)».
Письмо есть во всех правовых системах, а также по этой ссылке. (Горячкин П.В.)
Всероссийская служба статистики Росстат занимается ежегодным расчетом и прогнозированием темпов роста инфляции в стране. Финальная оценка по данным Росстата формируется на основе сведений из статистики об индексации цен на товары народного потребления и расходов российских граждан. Индексы Минстроя РФ разрабатываются к сметно-нормативной базе 2001 года в соответствии с положениями Методики расчета индексов изменения сметной стоимости строительства, утвержденной приказом Минстроя России от 5 июня 2019 г. № 326/пр, с использованием данных ФАУ «Главгосэкспертиза России», органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом прогнозного показателя инфляции, установленного Минэкономразвития России. Таким образом, при расчете индексов Минстроя используется прогнозный индекс инфляции, а не фактический.
Дополнительная информация
Индексы фактической инфляции применяются для пересчета сметной стоимости строительства из уровня цен на дату утверждения проектной документации в уровень цен на дату определения НМЦК. Если для определения НМЦК используется проектная (сметная) документация, разработанная на основании применяемой на дату формирования НМЦК сметно-нормативной базы, то для пересчета сметной стоимости работ в уровень цен на дату определения НМЦК используются индексы изменения сметной стоимости строительства, действующие на дату определения НМЦК.
В случае, если проектная (сметная) документация, разработана на основании сметно-нормативной базы не применяемой на дату формирования НМЦК, то пересчет сметной стоимости работ в уровень цен на дату определения НМЦК осуществляется с использованием официальной статистической информации об индексах цен на продукцию (затраты, услуги) инвестиционного назначения по видам экономической деятельности (строительство), публикуемой Федеральной службой государственной статистики для соответствующего периода.
Официальная статистическая информация об индексах цен на продукцию (затраты, услуги) инвестиционного назначения по видам экономической деятельности (строительство) размещена на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу.
Для определения значений индексов цен Росстата используются «Индексы цен на продукцию (затраты, услуги) инвестиционного назначения», в целом по Российской Федерации определяемые по виду экономической деятельности «Строительство», для периода от даты утверждения проектной (сметной) документации до даты определения НМЦК (к соответствующему месяцу предыдущего года, к предыдущему месяцу). (Горячкин П.В.)
База ГЭСН, ФЕР в редакции 2017 отменена Приказом Минстроя России от 08 апреля 2020 года № 195/пр.